"Давыдов. Индекс" Анатолий Гагарин: Не хотелось бы, чтобы из губернаторов делали «крайних»
Когда смотришь на активность правоохранительных органов в отношении представителей власти, когда все эти случаи собраны и структурированы в докладе «Мониторинг основных событий социально-политической жизни регионов. Февраль 2015 г.» Фонда «Петербургская политика», конечно, это производит очень сильное впечатление.
Анатолий Гагарин: Не хотелось бы, чтобы из губернаторов делали «крайних»
Что касается лидера анти-рейтинга — Челябинской области, где было тринадцать таких случаев, понимаешь, что это важный и тревожный симптом. Длительный период Челябинская область мало попадала в ленту тревожных новостей. С уходом же Юрьевича как прорвало. И сам Юрьевич попал в эту ленту, достаточно вспомнить пресловутую драку во время матча. Это, казалось бы, случайное происшествие, но оно навевает разного рода мысли относительно того, что до этого времени происходило в регионе. Думаю, и при Юрьевиче все эти процессы существовали, но были скрыты от глаз.
А сейчас видно, как активизировались правоохранительные органы, и на примере самого Юревича, Ткаченко, Ципко, и других персон, которые еще недавно относились если не к персонам неуязвимым, то, по крайней мере, к персонам, не задействованным в уголовных делах.
Ну а случай с Хорошавиным просто фантастический, в том смысле, что редко бывает, когда чиновник такого ранга попадает в руки правоохранительных органов. Безусловно, арест сахалинского губернатора — это информационная бомба, взрыв которой приведет к тектоническим сдвигам. Это событие затронет многих персон. Через его призму в уже в ближайшем будущем будут рассматриваться многие политические и экономические процессы в регионах.
И в этой связи можно прогнозировать активную роль Общероссийского народного фронта, который будет выступать в качестве народного контроля, увеличительного стекла, сквозь которое будут рассматривать деятельность губернаторов. И будет оно направлено на всех губернаторов без исключения.
Губернаторы перестанут быть неуязвимыми. Понятно, что с точки зрения общественного мнения, эта тема очень лакомая. Наконец-то люди получили возможность наблюдать то, как «небожители» оказываются под прицелом разных контролирующих структур. Несомненно, это будет с энтузиазмом воспринято населением, и рейтинги руководителей государства еще подрастут, или, по крайней мере, благодаря этому будут держаться на высоком уровне.
У Кремля сейчас есть все возможности привести в чувства тех губернаторов, которые, что называется, «потеряли берега», которым начало казаться, что они живут на каком-то отдаленном острове. Как раз пример с губернатором острова Сахалин показал, что недосягаемых у нас нет.
С этой же тенденцией я бы увязал и экономическую ситуацию. Мы видим, что с точки зрения общественного сознания, все экономические претензии к губернаторам оказываются обоснованными. У людей складывается логика: если вы деньги тратите не понятно на что, и занимаетесь не понятно чем, то почему вы не занимаетесь экономикой? В этом смысле любые претензии к региональным властям в массовом сознании кажутся более чем обоснованными.
Губернаторы оказываются в сложном положении. Они могут оказаться если не заложниками ситуации, то, по крайней мере, людьми, ответственными за экономический кризис в регионах. Никто не спорит, губернаторы должны отвечать за свою деятельности, но не следует делать их «козлами отпущения». Я бы предостерег от соблазна сделать губернаторов ответственными за всё.
У экономики регионов есть и другая сторона, даже стороны. Это и деятельность государственных корпораций, для региональных властей крайне не прозрачная и не доступная. Вся эта вакханалия с электричками и РЖД только подтверждает мой тезис. У регионов нет никаких возможностей не то что влиять на деятельность монополиста, но они даже не могут элементарно контролировать расходы РЖД и ценообразование.
Другая сторона — это задача стимулирования экономики, которая лежит на Правительстве, министерствах и других структурах. Именно они должны создавать условия для успешной экономической деятельности губернаторов.
Возьмите, например, Курганскую область, чью экономику нельзя назвать сырьевой. Область находится, что называется, «на низком старте». Алексей Кокорин доказал свою эффективность, так дайте ему все возможности совершить рывок, тем более, что область геополитически находится в очень выгодном месте, и соседство с Казахстаном, Китаем может стать преимуществом в новых экономических проектах в рамках Евразийского экономического союза. Многим другим эффективным губернаторам не хватает большого спектра возможностей и ресурсов и на них, на эти регионы надо обратить внимание в первую очередь.
Об авторе:
Анатолий Гагарин, Свердловская область
Руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов.