| 10 марта, 2015 | | | Читать на сайте издания |
К 1 июня этого года Республика Крым планирует завершить реконструкцию международного аэропорта "Симферополь", увеличив площади терминалов вдвое. Это позволит также расширить географию прямого сообщения и связать полуостров с 25-30 российскими городами. Уже в этот туристический сезон аэроузел сможет принять не менее 3,5 млн пассажиров, почти на миллион больше, чем в прошлом году, когда было совершено рекордное за последние 20 лет количество рейсов, пишет Rosbalt.
Это не единственное достижение, которым отметилась первая годовщина вхождения Крыма и Севастополя в состав России.
Напомним, народный референдум, определивший судьбу полуострова, состоялся 16 марта прошлого года. На днях Госсовет Крыма принял решение оставить этот день рабочим, а торжества перенести на 18 марта, когда был подписан договор о вхождении республики в состав России, и сделать его выходным.
До сих пор события годичной давности воспринимаются и внутри страны, и в мире неоднозначно. Но практически все единодушны в том, что они стали поворотными в истории полуострова и России. Сегодня внимание к новым субъектам Федерации повышенное, как и к их проблемам, в особенности, транспортным. К 2018 году автотрасса "Таврида" протяженностью 300 км свяжет центр полуострова и мост через Керченский пролив, который к этому времени тоже будет построен. Военный аэропорт "Бельбек" в обозримом будущем может получить статус совместного базирования, что еще больше увеличит турпоток. Проблему водоснабжения, одну из самых острых, решают бурение новых скважин, проекты опреснения и возводимые три новых водозабора и трубопровод до Северо-Крымского канала. Две новые ТЭС суммарной мощностью 940 мегаватт, которые должны быть введены в эксплуатацию через три года, сделают полуостров независимым от поставок электроэнергии с Украины.
Заработали предприятия. Недавно об увеличении объемов производства объявил судостроительный завод "Залив", который получил несколько крупных заказов. По словам главы администрации Керчи Сергея Писарева, "идет массовый набор работников". Он также заявил о положительной тенденции, складывающейся на местном судоремонтном заводе. "Эти два предприятия начинают возрождаться", — отметил Писарев, выразив надежду, что ситуация наладится и в рыбной отрасли, которая для Керчи является одной из главных.
Зона притяжения
Заместитель министра РФ по делам Крыма Андрей Соколов, комментируя планы по развитию полуострова, признает, что воссоединение с Россией, "помимо всевозможных плюсов, породило и ряд минусов, связанных с ухудшением отношений с Украиной". При этом он подчеркивает, что цель федеральной власти – привлечение инвестиций в экономику региона, а также поддержка абсолютно всех его действующих предприятий "независимо от их размера". И речь здесь идет, в том числе, о преимуществах, которые повлечет за собой создание в республике свободной экономической зоны. "Мы очень надеемся, что принятый закон о создании в Крыму особой экономической зоны станет отправной точкой развития республики, а не просто декларацией", — говорит сопредседатель крымского отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Валентина Оленина. По ее словам, сегодня "доля инвестиций в основной капитал в Крыму ничтожна", а для модернизации экономики потребуется ее увеличение, как минимум, до 25%. В свою очередь министр по делам РК Олег Савельев заверил, что вступивший в этом году в силу закон предоставляет "беспрецедентные льготы по упрощенной системе налогообложения" для малого и среднего бизнеса, а это 95% предпринимателей региона.
Многие из них представляют отрасль туризма, которая тоже нуждается в развитии. По данным и.о. главы Ростуризма Олега Сафонова, количество отдыхающих, посетивших регион в сезон отпусков в 2014 году, вдвое превысило прогнозные 3 млн человек. В разы увеличится поток туристов, когда будет построен Керченский мост. "В целом мы считаем Крым одной из самых перспективных туристических дестинаций России", — отметил Сафонов. Этому должен способствовать закон, регламентирующий условия деятельности сотен туроператоров, получивших лицензии еще по украинскому законодательству.
Эксперты предрекают и улучшение демографической ситуации. Они полагают, что теперь в Крыму начнется естественный прирост населения, связанный, в том числе, с модернизацией здравоохранения и миграцией. По данным социологов, ранее с карты полуострова ежегодно примерно "исчезал целый город" с населением 300 тыс. человек. Руководитель крымского отделения Фонда развития гражданского общества Наталья Киселева напрямую связывает это с тем, что "23 года Крым находился в составе Украины", уровень жизни в которой был несопоставим с российским. С ней согласен главный врач крымского республиканского учреждения "Центр здоровья" Виктор Бридко, по словам которого "платная медицина на Украине не позволяла людям полноценно лечиться, а многие лекарства и услуги крымскому населению были просто не по карману".
Мирный выбор
Такое отношение к населению полуострова многие наблюдатели считают закономерным. В частности, член Общественной палаты Крыма, политолог Денис Батурин уверен, что на Украине в течение долгих лет даже не пытались осознать, что такое Крым в их составе. По его словам, "в период событий на майдане и на Грушевского в Киеве вообще забыли о Крыме, перестали даже понимать, как влияет происходящее в центре Киева на сознание крымчан". Украинский политолог Ростислав Ищенко утверждает, что "киевские власти и поддерживающие их боевики были готовы развернуть террор на полуострове", именно поэтому Россия "не могла поступить иначе и не ввести войска в Крым". "Я высказался сразу прямо и откровенно, что спасли тысячи, а может десятки тысяч людей", — вспоминает прошлогодние события на Украине художественный руководитель Мариинского театра и главный дирижер Лондонского симфонического оркестра Валерий Гергиев. "Я очень переживал за события в январе, когда я видел, к чему это все идет в Киеве. Мы тогда еще чувствовали, что могут быть большие жертвы. Потом так и оказалось", — сказал он.
Похоже, и на Западе отношение к воссоединению Крыма и России меняется кардинально. "Россия спасла 2,2 миллиона человек от войны", — уверен финский экономист Вилле Паасонен. В противном случае, по его словам, ситуация "была бы сейчас такая же, как в Донбассе, Луганске и в Донецке". "Возможно, в Севастополе была бы база НАТО, "Южный поток" стоил бы для Германии и Франции на 40 миллиардов евро дороже. Крым не получил бы китайские инвестиции в размере 30 миллиардов евро", — пояснил эксперт. В конце концов, вопреки западным ценностям, определяющим главенство целостности территориальной над национальной, именно жителям Крыма и Севастополя было отдано право сделать выбор, отмечают российские политологи. Спустя год они опять же большинством голосов подтвердили его: согласно опросу, проведенному в середине января этого года, 82% крымчан полностью поддерживают присоединение к России. Примечательно, что исследование проводила украинская компания GfK Ukraine при поддержке Canada Fund for Local Initiative.
Сергей Петров