http://magadanmedia.ru: Для качественных изменений колыме еще нужно время - профессор Ростислав Туровский
Магадан, 25 февраля, MagadanMedia. Несмотря на явное укрепление отношений между Колымой и федеральными властями, а также наличие ряда горнодобывающих проектов, для качественных изменений Магаданской области нужно еще время. Такую точку зрения высказал доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ Ростислав Туровский. В своем материале-анализе по итогам 2014 года на сайте ИА EastRussia, он отметил, что продолжая использовать институт ОЭЗ для формирования благоприятного инвестиционного климата, Магаданская область не добивается пока столь же крупных успехов в реализации собственно инвестиционных проектов, которые можно было бы назвать прорывными. Тем не менее, в регионе продолжается промышленный рост, вызванный увеличением добычи традиционного колымского товара - золота и серебра, сообщает ИА MagadanMedia.
В 2014 году Магаданская область активно взаимодействовала с федеральными властями и добилась главного своего успеха: был принят законопроект, продлевающий действие режима особой экономической зоны до 2025 года. При этом границы ОЭЗ расширены до границ всего региона (изначально ОЭЗ создавалась в границах города Магадана).
Активность губернатора Владимира Печеного, регулярно контактировавшего с центром в течение года, способствовала росту его политического влияния и общественной поддержки. Интересно, что по среднему за 2014 год показателю рейтинга эффективности региональной власти, выпускаемого Фондом развития гражданского общества, именно Владимир Печеный занял первое место среди всех руководителей регионов ДФО. Учитывая, что этот рейтинг основан на социологических данных, и при этом, как принято считать в экспертной среде, отражает мнение президентской администрации, это - явное свидетельство успехов губернатора Магаданской области по обоим направлениям. Кстати, правительственный рейтинг эффективности региональной власти за 2013 год, основанный главным образом на социально-экономической статистике, но учитывающий и общественное мнение, поставил Магаданскую область на 25-е место, и это, безусловно, является ее достижением. По показателю экономического развития в рамках этого рейтинга область заняла неплохое 34-е место, а по показателю его динамики - 30-е.
Бюджетный дисбаланс
Однако Магаданская область остается далеко не самым экономически значимым российским регионом, хотя, конечно, и занимает важную нишу в добыче драгоценных металлов. На Дальнем Востоке по своим бюджетным доходам Колыма находится на одном из последних мест, опережая только Чукотку и Еврейскую АО. При этом она устойчиво входит в число самых дотационных регионов страны, и себя обеспечивать не в состоянии, учитывая, конечно, дороговизну всего, вызванную удаленностью и климатическими условиями. По итогам января-октября 2014 года собственные доходы составили 58,7% областного бюджета: примерно на том же уровне зависимости от федерального центра находятся и другие дотационные субъекты ДФО (Якутия, Чукотка, Еврейская АО), за исключением гораздо более дотационной Камчатки.
Собственные доходы магаданского бюджета складываются главным образом из подоходного налога (44,6%), что свидетельствует об экономической слабости предприятий-налогоплательщиков. Налог на прибыль дает куда меньше - 20,4%. В то же время горнодобывающая промышленность Магаданской области неплохо пополняет ее бюджет за счет налога на добычу полезных ископаемых (14,7%): в процентном отношении больше дает только Чукотка, а в абсолютных показателях - Якутия. Выше средней доля поступлений от налогов на совокупный доход, идущих от малого бизнеса (5,75%). В то же время поступления от налога на имущество организаций в Магаданской области невелики, и здесь регион является в ДФО одним из аутсайдеров.
Горнодобывающая промышленность, малый бизнес и другие сектора экономики Магаданской области все-таки не могут обеспечить ее бюджетные потребности, учитывая, что экономические издержки в этом регионе являются одними из самых больших в России. Поэтому почти 32% ее бюджета составляют дотации, еще более 5% - субсидии, и почти 3% - субвенции.
Нельзя говорить и о росте областного бюджета. Напротив, в январе-октябре 2014 года его доходы упали на 4%. Виной тому федеральный центр, который стал сокращать финансирование: в 2014 году по сравнению с исполнением за 2013 год трансферты из федерального бюджета упали более чем на 17%. В основном потери произошли за счет уменьшения субсидий (на 36,2%), тогда как субвенции все-таки выросли. Но главный вид федеральной помощи - дотации все-таки уменьшился на 10,3%, хотя потребности в этих деньгах у региона остаются большими.
Со своей стороны экономика региона по-прежнему не в состоянии обеспечить его собственными доходами, которые выросли всего на 3%. Причем по поступлениям от налога на прибыль отмечался спад, снизились и поступления от налога на имущество организаций (выросли - от подоходного налога, налогов на совокупный доход, НДПИ).
В итоге бюджет Магаданской области отличался заметным дефицитом, который в октябре 2014 года составлял 24,6%. В то же время плюс бюджетной ситуации в том, что регион не успел накопить долги: его долговая нагрузка по итогам 2013 года равнялась 22,8%, что по нынешним российским меркам немного. Тем не менее, проблема в том, что, испытав снижение доходов из-за падения федеральных трансфертов, область не могла сократить свои расходы, которые, напротив, выросли почти на 3%. Это и создало бюджетный дисбаланс.
Акцент на здоровье
Одной из особенностей Магаданской области является потребность в больших расходах на ЖКХ. Эти расходы остались среди наиболее значимых в бюджете (19,4%) и почти не изменились в объеме. Доля расходов на ЖКХ в ДФО была выше только на Чукотке и Сахалине. В Магаданской области велика необходимость решения вопроса о переселении из ветхого и аварийного жилья (его доля составляла в 2013 году 10%, и регион занимал второе место в ДФО). Более 60% составляла доля убыточных организаций в сфере ЖКХ.
Что касается социальной сферы, то особое внимание власти Магаданской области уделяли здравоохранению, увеличив расходы на него более чем в 6,2 раз. В итоге они составили 16,8% расходов регионального бюджета, и по этому показателю Магаданская область стала лидером в ДФО. Учитывая небольшую численность населения, регион неплохо обеспечен врачами и койко-местами в больницах, да и показатель младенческой смертности является одним из лучших в ДФО. Но зарплаты в этой сфере заметно отставали, и региональные власти потратили немало средств на их повышение. Интересно отметить, что Магаданская область занимает второе место в ДФО по доле расходов на культуру, хотя она и является небольшой (4,7%).
Но с другой стороны областные власти вынуждены были снизить уровень финансирования собственно по направлению «социальная политика» (различные пособия и другое), расходы на которое сократились в два раза. Поэтому по доле этих расходов (9,6%) Магаданская область находится среди аутсайдеров ДФО. Не лучшей является ситуация с финансированием образовательной сферы, хотя оно выросло на 6,3%, и составляет солидную долю бюджетных расходов (22,5%). Но по этому показателю регион опять же находится ближе к аутсайдерам ДФО. Среди самых низких в ДФО находятся расходы на одного учащегося и на одного ребенка, посещающего детский сад.
Регион довольно слабо обеспечен учителями, а уровень их зарплаты, в отношении к средней в регионе, был в 2013 году наихудшим в ДФО (всего 69%). Хотя при этом Магаданская область отличается одним из лучших в ДФО показателей обеспеченности детскими садами (в силу небольшой потребности).
Снизились также расходы по статьям национальной экономики, особенно на дорожное хозяйство (почти на 17%). В результате эти статьи составляют 12,5% бюджетных расходов, и по меркам ДФО это немного. В регионе нет, конечно, развитой дорожной сети, но потребность в ее поддержании и расширении, безусловно, существует.
С другой стороны, расходы на общегосударственные вопросы в Магаданской области не сокращают, они выросли на 6,8%, на что повлияла реорганизация органов исполнительной власти. Их доля составила 8,15%, что выше среднероссийского показателя, но ниже, чем в среднем по ДФО. В регионе чиновникам платят сравнительно большие зарплаты. За первое полугодие 2014 года они превысили средние зарплаты в регионе более чем в полтора раза. Стоит также отметить, что в Магаданской области в целом достаточно велико число чиновников в сравнении с численностью населения (больше оно только на Чукотке).
Как создать климат
Пытаясь улучшить финансово-экономическую ситуацию, которая, как показывает наш анализ регионального бюджета, не является блестящей, властям необходимо уделять еще больше внимания инвестиционному климату. Особая экономическая зона в прежнем своем варианте не смогла обеспечить инвестиционный бум. Положительные тенденции, безусловно, есть. Так, в первом полугодии 2014 года Магаданская область стала лидером прироста инвестиций в ДФО (на 25,4%). С другой стороны, регион привлекает очень мало прямых иностранных инвестиций. Их объем был существенным разве что в 2011-12 годах, потом их фактически опять не стало.
В прошлом году предпринимались новые попытки привлечь на Колыму иностранных инвесторов. Одним из важных событий стало соглашение областных властей с «РусГидро» и японской Kawasaki Heavy Industries о строительстве завода по производству сжиженного водорода (но до начала его работы далеко: в 2017 году она стартует в пилотном режиме, в 2024 году - в промышленном). Кроме того, областные власти стремятся привлечь корейских инвесторов в проект Омсукчанского угольного кластера. Были и попытки компании Polyus Gold договориться с китайскими инвесторами об участии в разработке Наталкинского месторождения.
Главные надежды в инвестиционной политике Магаданская область по-прежнему возлагает на сырьевой сектор экономики. В прошлом году появились новые перспективы в разработке месторождений драгоценных металлов, областные власти активно продвигали новый угольный проект.
Парадокс состоит в том, что принимая решения в интересах Магаданской области (напомним также, что в 2014 году прошла встреча Владимира Печеного с Владимиром Путиным, а непосредственно в регионе побывал Дмитрий Медведев), федеральные власти все-таки недостаточно помогают ей деньгами. В течение прошлого года при этом губернатор был заметной фигурой на федеральном уровне и не только в связи с продвижением закона о продлении срока действия ОЭЗ и повышении ее привлекательности. Одна из его инициатив была призвана задействовать резервы в золотодобыче: Владимир Печеный предложил разрешить физическим лицам добывать россыпное золото.
Также Владимир Печеный заявил о себе инициативами, направленными на развитие рыбного хозяйства (этот вопрос был одним из главных во время визита Дмитрия Медведева). Надо заметить, что перспективы рыболовства в Магаданской области улучшились в связи с решением комиссии ООН по континентальному шельфу о признании Охотского моря внутренним море России (до этого центральная часть моря считалась международными водами). Со своей стороны власти Магаданской области предложили расширить число рыбопромышленников, которые могли бы работать по упрощенной налоговой схеме, выплачивая единый сельскохозяйственный налог: поправки в Налоговый кодекс предлагают повысить планку численности работников предприятия, в случае превышения которой действует «обычное» налоговое законодательство. Непосредственно на территории региона губернатор намерен развивать Магаданский рыбный порт, и этот вопрос обсуждался во время визита министра сельского хозяйства Николая Федорова.
Еще одним предметом особого внимания региональных властей стало развитие спорта, и здесь тоже речь идет отнюдь не об одних лишь местных интересах. Магаданская область намерена конкурировать с Камчаткой, предлагая проект своего горнолыжного комплекса. Вопросы развития спорта обсуждались на встрече Владимира Печеного с Виталием Мутко, а в регионе было создано отдельное министерство спорта.
Инициативность в отношениях с федеральными властями необходима Магаданской области и для финансирования затратных инфраструктурных проектов. В частности, в регионе продолжает строиться федеральная автотрасса «Колыма», расходы на которую в прошлом году существенно выросли. Новым важным вопросом становится соединение энергосистем Магаданской области и Чукотки, которое активно лоббирует соседний регион, и власти Магаданской области его в этом поддерживают. Предполагается, что новая ЛЭП соединит два региона, и это, в частности, позволит использовать мощности достраиваемой Усть-Среднеканской ГЭС. Хотя в отношении «экспорта» магаданского электричества пока еще полной ясности нет, поскольку электроэнергия может понадобиться и самой области, где планируется запуск новых месторождений. Наконец, Магаданская область рассчитывает на федеральное финансирование при строительстве гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты от наводнений (этот вопрос Владимир Печеный обсуждал с федеральным министром Сергеем Донским).
Внимание - золото!
Что касается новых инвестиционных проектов, которые могут получить поддержку Минвостокразвития, то Магаданская область ожидаемо представлена в них как сырьевым сектором, так и АПК. Появление проектов в сфере АПК не должно удивлять, поскольку далекий регион с высокими ценами на продовольствие нуждается в самообеспечении продуктами питания. Поэтому в качестве территории опережающего развития он предлагал агропромышленный комплекс «Магаданский» на территории бывшей птицефабрики «Северная»: проект предполагалось использовать для развития свиноводства и тепличного овощеводства (кроме того, региональные власти помогают расширению производства на птицефабрике «Дукчинская»).
Но впоследствии больше внимания стало уделяться горнопромышленным проектам, которые сулят экономическую отдачу. Главных направлений здесь два - добыча угля и золота. Для создания ТОР стал рассматриваться Омсукчанский угольный кластер, который предполагает не только добычу угля, но и строительство автомобильной дороги к морю и портового терминала. В качестве потенциально приоритетного инвестиционного проекта от Магаданской области фигурирует всего лишь один проект. Это - группа золоторудных месторождений, подконтрольных ИК «Арлан» и ее дочернему предприятию ОАО «Золоторудная компания Павлик» (месторождения Павлик, Павлик-2, Родионовское). Поскольку других проектов, заявленных от региона, нет, то велика вероятность того, что этот единственный проект со временем получит федеральную поддержку. В этом заинтересованы и региональные власти, и сама компания, которая не относится к числу отраслевых лидеров и «гигантов».
За счет государственной поддержки, таким образом, в добыче драгоценных металлов в Магаданской области могут произойти очередные изменения. С одной стороны, по-прежнему остается неясной ситуация вокруг крупнейшего проекта Наталкинского золоторудного месторождения, которым занимается Polyus Gold. Ввод в строй этого месторождения планировался и на 2013, и на 2014 годы, но так и не случился. Сейчас компания говорит о том, что запуск вообще переносится на неопределенный срок в связи со снижением оценки запасов месторождения и на фоне падения мировых цен на золото. Власти заговорили о возможном отзыве лицензии, но проблема остается.
С другой стороны, на небольших месторождениях, напротив, отмечается оживление. Постепенно разворачивает свою деятельность ИК «Арлан», который, как видно, имеет поддержку как региональных, так и, возможно, федеральных властей. На ближайшие годы запланировано начало разработки еще ряда месторождений, которые принадлежат ООО «Недра» (Штурмовское рудное поле), ОАО «Геоцентр» (Игуменовское месторождение), Среднеканской ГРК (месторождение Тохто). Есть новые проекты и у крупного игрока в лице компании «Полиметалл» (например, Бургалийская площадь). Таким образом, игроков в горнодобывающей промышленности Магаданской области становится все больше.
Развитие ТЭКа является важной перспективой во многих регионах ДФО, и Магаданская область не стала исключением. Проект угольного кластера продвигает Северо-Восточная угольная компания, входящая в Восточную горнорудную компанию, совместный проект группы ИСТ (которая, напомним, частично контролирует «Полиметалл») и собственника сахалинских угольных активов О. Мисевры. Тем самым группа ИСТ сможет «разморозить» один из своих «неработающих» активов в Магаданской области. Тем временем власти Магаданской области подтвердили свой интерес к проекту, подписав с Северо-Восточной угольной компанией инвестиционное соглашение.
Продолжается и развитие магаданской электроэнергетики, где главная ставка сделана на гидроэнергетический потенциал Колымы. Компания «РусГидро» предполагает запустить в 2018 году третий гидроагрегат Усть-Среднеканской ГЭС. Электроэнергия может использоваться для снабжения новых горнодобывающих проектов как в самой области, так и на Чукотке.
Где-то на горизонте обозначилась и перспектива превращения Магаданской области в нефтяной регион, что может сулить ей существенное изменение бюджетной ситуации в лучшую сторону. Магаданская область теоретически способна стать «вторым изданием» Сахалина, хотя и, вероятно, уменьшенным. Но пока эта работа только начинается, и прогнозировать успех рано. Так, проект «Роснефти» и норвежской Statoil на участке «Магадан-1» формально не отменен и выглядит не столь проблемным, как арктические шельфовые проекты, которые «Роснефти» пришлось остановить. В то же время сроки его реализации могут занять многие годы, и в нынешних обстоятельствах Магаданской области вряд ли стоит сильно рассчитывать на ТЭК.
Стабильная политика
Что касается политической ситуации в области, то она оказалась, пожалуй, наиболее стабильной ( вместо наименее насыщенной событиями) в сравнении с другими регионами ДФО. Губернаторские выборы в Магаданской области уже прошли, а выборы в областную думу станут одним из главных событий 2015 года. Стоит отметить, что после победы на выборах Владимир Печеный, как и многие его коллеги, взялся за укрепление властной вертикали и усиление контроля над органами местного самоуправления. В результате в регионе проводятся существенные преобразования на местном уровне. Во-первых, прямые выборы местных глав меняют на модель сити-менеджера. Во-вторых, муниципальные районы превращают в единые муниципальные образования - городские округа. Такие преобразования проведены в Омсукчанском и Среднеканском районах, где, таким образом, ликвидирована двухуровневая модель местного самоуправления. Происходящие изменения делают систему управления в Магаданской области более простой и в максимальной степени замкнутой на фигуру губернатора.
2015 год будет более насыщенным политическими событиями, чем прошлый год, хотя бы в связи с предстоящими выборами в областную думу. Однако маловероятно, что эта избирательная кампания будет связана с какими-либо сложными проблемами для областных властей. Оппозиция в регионе крайне слаба, в то время как позиции губернатора неуклонно укрепляются. Более сложным остается вопрос об экономических перспективах региона. Все-таки проект самого крупного золоторудного месторождения откладывается, добыча нефти - тем более, а режим особой экономической зоны сам по себе не сулит экономический бум в далеком северном регионе, где подобные эксперименты проводились и ранее. Поэтому на данном этапе важно, чтобы устойчиво развивались другие, не столь крупные, но, вероятно, более надежные проекты - добыча золота и серебра на новых месторождениях, возможно - добыча каменного угля. В области есть хорошие возможности для наращивания объема инвестиций. Однако решить ее бюджетные проблемы и снизить уровень дотационности пока будет непросто. Это, в свою очередь, влияет на решение социальных проблем. Таким образом, несмотря на явное укрепление отношений между регионом и федеральными властями и активность Владимира Печеного, а также наличие ряда горнодобывающих проектов, для качественных изменений Магаданской области нужно еще время.