http://shans-online.com: Мы уж подумаем
Окажутся ли на улице работники Тейского рудника или их защитит власть?
На прошедшей неделе глава Хакасии Виктор Зимин заявил, что задача республиканских властей - забрать в собственность птицефабрику в Подсинем. По словам губернатора, хозяева предприятия близки к тому, чтобы продать землю, которую занимает фабрика, под коттеджный поселок. Если республика не завладеет фабрикой, то предприятие прекратит существование, а его сотрудники окажутся на улице.
- Власть скажет свое слово, не даст разрешение ни на снос, ни на застройку другими видами строений. Выход один - отдать это в собственность республики, а мы уж подумаем, как сохранить рабочие места, птицефабрику, - заявил Зимин.
Резковатое по форме, но благородное по замыслу высказывание Зимина напомнило, что полтора года назад Хакасия уже взяла под контроль одно частное предприятие, которое намеревалась спасти от ликвидации. Это ООО «Тейский рудник» в Вершине Теи, сотрудники которого теперь боятся массовых увольнений. К чему приводят благие намерения, попытался выяснить журналист «ШАНСА».
Чтобы не досталось врагам
Мимо ООО «Тейский рудник» нынче пройти довольно сложно еще и потому, что ситуация на предприятии опустила главу Хакасии Виктор Зимина на последнее место в январском рейтинге эффективности сибирских губернаторов.
Этот рейтинг не то, чтобы вершит судьбы политиков, но нет-нет, да и заставляет задуматься. По данным Фонда развития гражданского общества, Зимин потерял пять позиций рейтинга как раз из-за того, что в Вершине Теи было (и, скорее всего, еще будет) не все спокойно. Составители рейтинга объясняют падение хакасского лидера «сложной ситуацией в ООО «Руда Хакасии», где объявлено о предстоящем массовом сокращении. Горняки объявили о начале акций протеста, их поддержали представители профсоюзных организаций работников здравоохранения и образования».
Действительно, Тейский рудник готов был выйти на митинг 13 февраля. Очевидно, что в Хакасии вообще хватает экономических неурядиц, почему же протесты в отдаленном таежном поселке так весомо ударили по репутации главы Хакасии? Чтобы понять, надо вспомнить, как все начиналось.
В 2013 году ООО «Тейский рудник» принадлежал холдингу Evraz и так же, как и Абаканский рудник в Абазе, был убыточным. Сначала глава Хакасии публично заявил, что не даст собственникам «затопить шахты» и сохранит рабочие места для народа. Затем появилась некая компания ООО «Руда Хакасии», о которой и теперь мало кто что знает. По одной версии, оформлена компания была на предпринимателя Александра Колешню, который некогда работал в правительстве, по другой - за «Рудой Хакасии» стоял ряд бизнесменов республики, которые действовали в интересах правительства Хакасии.
По данным издания «Коммерсантъ», компания была учреждена в ноябре 2013 года, то есть фактически к сделке с Evraz. Как считалось, по символической цене «Руда Хакасии» выкупила у «Евразруды» 100 процентов долей в ООО «Абаканский рудник», ООО «Абаза-Энерго», ООО «Тейский рудник» и ООО «Тейские энергосети».
«Решение о продаже предприятий в Хакасии соответствует стратегии Evraz по оптимизации портфеля рудных активов и направлено на снижение текущих убытков и улучшение экономических показателей ОАО «Евразруда», - отмечалось в релизе металлургического холдинга.
Учредителей «Руды Хакасии» с тех пор если кто и видел, то никому об этом не рассказывает. Вопросы, связанные с Тейским и Абазинским рудниками, сейчас решаются с участием республиканских чиновников. На них же лежит и, как принято говорить, социальная ответственность перед работниками предприятий. Даже через год после покупки убыточных предприятий глава Хакасии был уверен, что спас отрасль от разрухи и обеспечил будущее.
- Вы знаете, у меня какая ненависть сейчас к «Евразу», вы даже не знаете, - признался Зимин на ежегодном обращении к общественности в декабре 2014 года. - Вот честно скажу, так себя даже враги не ведут. Свое родное предприятие губят, так нельзя в жизни. То ли они уже в России не живут, то ли еще чем-то другим заняты. Что-то ребята недопонимают в этой жизни. Мы построим свою черную металлургию и покажем, что с такой технологией, которую они используют, они КМК (металлургический комбинат в Новокузнецке - «ШАНС») потеряли и Запсиб (Западно-Сибирский комбинат в Новокузнецке - «ШАНС») потеряют, его съедят китайцы со своими новыми технологиями» .
Купили бомбу, которую не бросить
И вот вам показательный пример того, насколько экономика честнее политики. Новокузнецкие металлурги жестко, но честно дали понять: нам предприятия в Хакасии не нужны, потому что они работают в убыток. Власти Хакасии декларировали: мы восстановим убыточные предприятия и сохраним рабочие места. Инициатива гуманная, но не совсем честная, потому чисто экономические факторы никуда не денешь. О некоторых сокращениях на ООО «Тейский рудник» заговорили еще осенью 2014 года.
- На данный момент многое изменилось: и в стране, и на предприятии, и на рынке сырья, - говорил тогда директор Тейского рудника Александр Ильин. - В целях предотвращения такой крайней меры, как закрытие предприятия, предпринимаются шаги для повышения эффективности производства. Идет оптимизация технологических и бизнес-процессов, в том числе оптимизация численности персонала. При этом ни о каком массовом сокращении речи не идет. Имеют место единичные случаи увольнения и сокращения, которые мы проводим по объективным причинам и на законных основаниях, полностью соблюдая процедуру, предусмотренную трудовым законодательством.
После нового года ситуация усугубилась настолько, что руднику, по мнению его рабочих, уже угрожали массовые увольнения. Люди, как уже говорилось, готовы были выйти на митинг. Вершина Теи - место, где картошка может замерзнуть в июне. Квартиры там стоят копейки. Это удаленный поселок, поэтому слишком уязвимый. Уезжать местным жителям некуда. Мы все помним, как сложно было ликвидировать там коммунальную аварию 2010 года. Социальный коллапс, вызванный сокращениями на руднике, ликвидировать будет просто невозможно. К тому же средняя заработная плата на ООО «Тейский рудник» устроила бы и большинство абаканцев - 31 тысяча рублей. Терять такую зарплату для жителя Вершины Теи - катастрофа.
Между тем 105 сотрудников рудника уже находятся в простое, получая 2/3 заработной платы.
- Вообще, у нас был выбор - либо увольняют, либо будем сидеть в простое. Второе надежнее, - рассказал «ШАНСУ» один из работников предприятия, который предпочел остаться неизвестным.
Очевидно, что такое положение вещей не устраивает ни работодателей, ни работников.
- У сотрудников была неоднозначная реакция на все происходящее, - рассказала «ШАНСУ» председатель профсоюзной организации «Тейские горняки» Анна Семечкина. - Когда руководитель не знает, что будет, каждый трактует все по-своему. У людей, что называется, бурлит, потому что они в неведении.
Что дальше?
Уговорить горняков не выходить на митинг удалось на совещании в Федерации профсоюзов Республики Хакасии (ФПРХ). Представители рудника, «Руды Хакасии», министерства и ФПРХ договорились пока работать по схеме простоя. Министр промышленности Борис Варшавский и делегаты от «Руды Хакасии» пообещали, что сокращений на предприятии не будет. Работники, находящиеся в простое, будут ротироваться, при этом учитываются интересы тех, кто является единственным кормильцем в семье.
- Мы будем следить и за тем, чтобы работодатель в вопросах перевода работника на 2/3 заработка не мог действовать по принципу «нравится - не нравится», а также руководствовался технологической целесообразностью: там, где должны работать двое, не должен работать один, - рассказала Анна Семечкина. - И, конечно, если мы увидим, что происходят отклонения от принципов, закрепленных в совместном протоколе от 11 февраля 2015 года, то будем начинать всю процедуру сначала и снова поднимать вопрос о митинге или других формах защиты членов профсоюза в рамках законодательства России.
Кроме того, министерство промышленности договорилось с Абагурской обогатительно-агломерационной фабрикой об увеличении поставок руды из Тейского рудника на 500 тысяч тонн. Забавно, что фабрика принадлежит «Евразруде» - «врагам», у которых Хакасия сумела вырвать погибающие рудники в Абазе и Вершине Теи. Но, как сообщает республиканское правительство, в Аскизском районе будет построена местная обогатительная фабрика, которая сделает хакасский металлургический кластер самодостаточным. Но это произойдет не раньше 2019 года.
Что будет с Тейским рудником дальше - понятно не до конца. Горняки заявляют, что готовы продолжить акции протеста, если их требования не будут выполнены. Пока стороны нашли решение проблемы (пусть и за счет простых рабочих), но что будет, если экономическая ситуация ухудшится? Даст ли эффект точечная оптимизация, если прежние хозяева еще в 2013 году поняли, что хакасские рудники будут убыточными? На предприятии надеются, что правительство Хакасии и их партнеры из «Руды Хакасии» не забудут своих обещаний и не оставят рабочих на улице. Иначе рейтинг губернатора, по крайней мере, в их глазах, опустится ниже некуда.
Борис Варшавский,
министр промышленности и природных ресурсов Хакасии:
- Да, экономическая ситуация сложная, но руководство компании предпринимает все необходимое для сохранения рудника. С декабря 2013 года и по январь нынешнего цены упали более чем на 40%. Падение продолжается до сих пор. Руководство компании понимает, что сохранить людей гораздо важнее, поэтому решено перевести людей на 2/3 оклада, вместо сокращения. Постепенно люди будут выводиться из простоя.