Протестная оппозиция не смогла объединится
1 марта в Москве состоится очередная протестная акция либеральной оппозиции «Антикризисный марш «Весна», на которой по заявлениям организаторов будут присутствовать около 100 тысяч человек. Предполагалось, что «Антикризисный марш» должен консолидировать самые разные партии и движения, но уже на этапе подготовки о своем неучастии заявили несколько оппозиционных партий. Партия «Яблоко» сочла требования шествия «размытыми» и недостаточно антивоенными, а руководство «Гражданской платформы» и вовсе обвинило организаторов в том, что те действуют вне правового поля.
Кроме того, от участия в марше отказались националисты и левый блок, которые ранее составляли активный костяк протестного движения. По словам их лидеров, оппозиционное движение превратилось в «группу поддержки Киева» и не отвечает современной повестке. Напомним, что в официальном заявлении, распространенном оргкомитетом марша, оппозиционеры предлагают сократить расходы на армию и полицию в два раза, прекратить поддержку госкомпаний, провести децентрализацию власти и вывести российские войска с территории Украины.
Эксперты отмечают, что как таковая уличная активность не снижалась и это можно проследить на примере прошедшего на прошлой неделе «Антимайдана», который собрал по разным подсчетам более 50 тысяч человек. При этом, либеральная оппозиция больше не может мобилизовать различные политические силы из-за общественного кредита доверия президенту и внешнеполитической ситуации в целом. Глава Фонд развития гражданского общества Константин Костин пояснил «Известиям», что максимальное число участников предстоящей акции протеста не превысит 15-17 тысяч человек.
- Я бы даже не стал называть их болотной оппозицией, потому что протестная волна 2011-2012 годов связана с кризисом политического представительства, которая пошла на спад сразу после президентских выборов. Ее искусственно пытались подстегнуть различными протестными акциями – «Марш мира», акции участия Навального в выборах мэра и многими другими. Но если говорить о численности и пассионарности, то это все проигрывало декабрьским-январским акциям на Манежной и на Сахарова. На сегодняшний день у оппозиции сформировался актив порядка 5-7 тысяч человек, который ходит на все протестные акции, но отвечать повестке они уже не могут, - считает Константин Костин.
Политолог подчеркнул, что у националистов, левых, демократических партий, нет мотивации присоединяться к либеральной оппозиции, поскольку крымский консенсус очень четко разделил старых участников болотных митингов и тех, кто сейчас ходят на «марши весны». Даже название, которое они сейчас взяли за основу – это попытка белоленточной коалиции встроится в антикризисную повестку.
- Учитывая совокупность факторов, можно уверено сказать, что перспективы на успех этого мероприятия как крайне невысокие. Так получилось, что их будут сравнивать с недавней акцией Старикова-Залдостанова и это сравнение будет не в их пользу. Они после этого могут быть надолго деморализованными в плане продолжения дальнейших действий. Хочу напомнить вам, что в феврале 2012 года, когда состоялся последняя массовая акция болотной, на Поклонной горе собрался антиоранжевый митинг основу которого составили сторонники Путина, численное превосходство которых, очень сильно повлияло на дальнейшее развитие событий, - считает Константин Костин.
Слова эксперта подтверждают и данные статистики – первые протесты, которые прошли в Москве 4 - 6 декабря 2011 года собрали по разным оценкам от 85 до 100 тысяч человек. Последним же массовым митингом собравшим внушительное количество участников стал митинг «За честные выборы» 4 февраля 2012 года. На нем, по данным ГУ МВД, собралось около 36 тысяч. Последующие акции уже не отличались массовостью – состоявшийся 6 мая «Марш миллионов» был оценен ГУ МВД в 8 тысяч участников, «Марш миллионов» проходивший в июне собрал около 10 тысяч человек, «Марш против подлецов» в январе 2013 года – 9,5 тысяч человек, а состоявшийся в сентябре «Марш мира» насчитал 5 тысяч участников (по данным полиции).
По мнению директора социологической компании ВЦИОМ Валерия Федорова, на сегодняшний день нет никаких значимых предпосылок для протестных настроений. Безусловно кризис дает рост политическому недовольству, но крайней ситуации не сложилось. Из чего можно сделать вывод, что по-настоящему массовой акции у оппозиции не получится организовать.
- Сейчас рано для протестных мероприятий, потому что главный фактор недовольство это не события на Украине, а безработица. И январские данные по безработице показывают, что она практически стоит на месте. Поэтому кризис страшная штука, но пока он не слишком жесткий, мы видим наоборот определенную адаптацию. Тот ценовой шок, который был вызван ростом цен в ноябре-декабре уже в прошлом. Кроме того, кредит доверия к власти достаточно высок, - отметил Федоров.
- Туда не выйдет более 10 тысяч человек и это при условии, что будет хорошая погода. Нужно понимать, что здесь основная проблема заключается в постоянной смене лозунгов и люди уже не знают за что идут. То ли выходить за Навального, который сидит, то ли за Ходорковского, который сидел, то ли за Украину, но это уже совсем неприлично. Я понимаю почему многие организации – это и демократы, и левые, и националисты не хотят идти вместе с либералами. Потому что любая, более-менее серьезная партия или движение понимают, что это профанация. Вы сможете сами убедиться в маргинальности тех, кто придет, - заявил директор Центра политического анализа Павел Данилин.
Русские националисты, которые тоже заявлены на марше в качестве участников, вряд ли смогут похвастаться большой численностью. В прошлом году в движении произошел серьезный раскол в связи с событиями на Украине. По официальным данным общая численность участников «Русского марша» в 2013 году составляла около 8 тысяч человек (по подсчетам организаторов количество участников составляло 20 тысяч), а уже на следующий год националисты смогли вывести лишь 2 тысячи. По мнению экспертов, на марш оппозиции придет очень незначительная часть представителей движения.
- Если какая-то часть националистов и пойдет первого марта, то это будут те националисты, которые поддержали украинское нынешнее правительство – это наиболее радикальная часть правых, которую не признает большинство участников данного политического движения. Сложно сказать сколько их может выйти 1 марта, но очевидно, что это будет весьма и весьма маленькая группа, - убежден политолог Павел Святенков.
Лидер объединения «Русские» Дмитрий Демушкин заявил «Известиям», что его сторонники не будут принимать участии в организованном оппозицией шествии 1 марта. Националист уверен, что тиражируемые в интернете призывы прийти и поддержать марш, так и останутся виртуальными и не соберут сколько-нибудь значимого количества участников.
- 1 марта мы будем проводить турнир по полноконтактоному ножевому бою в память о погибших десантниках, поэтому я не вижу никакого смысла ничего отменять, чтобы пойти на мероприятие Навального. То, что в интернете некоторые пишут, что националисты примут участие в этом шествии, то это по меньшей мере неправда. За это агитируют только беглецы, которые сейчас находятся вне России и некоторые маргиналы, но вы должны понимать, что собрать они никого не смогут. Подобные интернет-призывы раздаются с периодичностью, только под собой они ничего не имеют. Я вообще не понимаю, что там можно делать вместе с «либеральной тусовкой», - заявил Дмитрий Демушкин.
Примерно та же ситуация происходит в среде левых организаций. Даже известный своими радикальными взглядами председатель «Левого фронта» Сергей Удальцов призвал своих соратников воздержаться от походов на шествие и заявил, что в Марьино людям левых взглядов делать нечего.
Представители коммунистических партий аналогично выразили неприятие предстоящему шествию. Председатель непарламентской партии «Коммунисты России» Максин Сурайкин заявил, что сожалеет о том, что часть левых сил все-таки примет участие в данной акции. По его мнению политика, большинство сторонников коммунистической идеологии предпочтут или воздержаться или посетить мероприятия организованные КПРФ или «Трудовой Россией».
- На шествие либералов могут выйти лишь маргиналы или люди одураченные западными кукловодами. Мы с вами прекрасно понимаем, что оранжевый сценарий направлен не столько против правительства, сколько против всей России в целом. Наша партии еще на своем съезде сделала заявление, что мы не при каких обстоятельствах не будем принимать участия в политических акциях вместе с оранжистами. 1 марта пройдут несколько мероприятий различных коммунистических организаций и московской горком «Коммунистов России» скорее всего присоединится к митингу Виктора Анпилова, - отметил Максим Сурайкин.
Более того не все оппозиционные партии примут участие в протестном шествии. Две из них – партия «Яблоко» и «Гражданская платформа» отказались от своего участие в марше Алексея Навального. Пресс-секретарь «Яблока» Игорь Яковлев пояснил «Известиям», что их организация считает совершенно неприемлемым участвовать в мероприятии маршрут которого согласован на окраине.
- Создается опасный прецедент когда нас загоняют на московскую окраину. В следующий раз они могут нам предложить уже Новую Москву откуда до центра добраться очень непросто. Кроме того, мы считаем, что на этом мероприятии слишком размытая повестка и лозунги. По нашему мнению, упор нужно было делать на прекращении войны с Украиной и выводе оттуда российских войск, - заявил пресс-секретарь.
Украинская тематика снова стала камнем преткновения внутри протестного движения. 21 февраля 2015 года партия «Гражданская платформа» приняла участие в акции «Скорбим. Помним. Не повторим!». Акция была приурочена к годовщине с начала трагических событий на Украине, где «в результате антиконституционного переворота началась гражданская война, погибли и продолжают гибнуть люди. Лидер партии «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов рассказал «Известиям», что организация участвовать в оппозиционном шествии не планирует по ряду объективных причин.
- Необходимо понимать, что все подобные марши заканчиваются одним – «долой власть». Но мы же политическая партия, а не анархисты. Таким образом те, кто призывает к таким действиям, не могут называть себя ни либералами, ни партиями прогресса, это, по сути, анархисты, которые призывают к свержению власти. Мы идем законным путем, через выборы, через правовые гарантии нашему избирателю. Поэтому мы на этот марш не пойдем, - подчеркнул Шайхутдинов.