Полный путеводитель по выборам глав регионов в 2015 году
Минувший год поставил рекорд по количеству избирательных кампаний после возвращения прямых выборов губернаторов. Главы субъектов Федерации, кажется, чувствовали, что украинский кризис и «война санкций» вот-вот обрушат рубль, и спешили переизбраться в спокойной обстановке. Сегодня экономический кризис уже берет регионы за горло, а Кремль не спускает глаз с исполнительной власти: Путин лично встречается с главами регионов, Администрация Президента проводит обучающие семинары, а Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) следит за их продуктивностью: восьмой рейтинг эффективности губернаторов был опубликован 10 февраля. В единый день голосования планируется решить, кто возьмет в руки бразды правления лишь 15 субъектов. Увеличит ли Кремль их число, чтобы разгрузить электоральный цикл 2016 года? Спасет ли патриотический подъем губернаторские рейтинги или падающий рубль подрубит доверие населения к региональной власти? В хитросплетениях региональной политики разбирался «МК».
Прямые выборы губернаторов вернули России в 2012 году. Однако уже через год, в апреле 2013-го, президент подписал закон о праве регионов самим решать: оставить им прямые выборы губернаторов или ввести процедуру назначения главы региона через заксобрание субъекта Федерации. Какой способ предпочтет регион? Ответ на этот вопрос может открыть внимательному наблюдателю и расстановку политических сил в регионе, и предпочтения Кремля. Избирать руководителя по представлению президента предпочли в ряде северокавказских республик, Крыму и Севастополе. В этом году таким образом планировалось избрать главу Северной Осетии, к республике также присоединились нефтегазоносные округа: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий. Законопроект, предусматривающий непрямые выборы глав автономных округов, входящих в состав других субъектов, был на днях принят Госдумой в третьем чтении и уже подписан Совфедом и президентом.
Еще один важный момент: когда проводятся выборы губернатора, в срок или заранее? В прошлом году досрочно глав субъектов выбрали аж в 19 регионах. По прогнозам политологов, в этом году досрочные выборы возможны более чем в десяти регионах. Причины разные: попытка опередить кризис и создать губернаторский корпус до прогнозируемого социального недовольства, разгрузить электоральный цикл перед федеральными выборами и заодно не дать кандидатам в Госдуму дополнительно попиариться на губернаторских кампаниях, не дать оппозиции подготовиться и, следовательно, стать реальным конкурентом. Просятся на досрочные выборы и сами губернаторы, чтобы избежать возможных отставок из-за бюджетных проблем. Которые, судя по последним новостям с валютных и нефтяных бирж, не за горами...
«МК» собрал информацию о запланированных и досрочных выборах и составил список с указанием действующих и возможных губернаторов.
Прямые выборы
Республика Марий Эл: врио главы — Леонид Маркелов. Судьба его под вопросом. Ранее СМИ писали, что Маркелов «ходил под Сурковым», а это не идет ему в плюс. С другой стороны, на переправе коней не меняют: политик руководит регионом с 2001 года, а накануне выборов был назначен временно исполняющим обязанности. Должен проскочить.
Республика Татарстан: президент Рустам Минниханов. Скорее всего, будет переизбран: занял почетное 4-е место в рейтинге губернаторов Фонда развития гражданского общества.
Чувашская Республика: президент Михаил Игнатьев. Идет выбор альтернативных кандидатур: в СМИ проходила информация о том, что причина тому — системные проблемы в республике, а также конфликт с министром сельского хозяйства Николаем Фёдоровым, который раньше возглавлял Чувашию и рекомендовал Игнатьева на пост губернатора.
Брянская область — досрочные выборы. В сентябре прошлого года Владимир Путин отправил в отставку действующего главу Брянщины Николая Денина, а и.о. губернатора назначил депутата Госдумы Александра Богомаза, который, вероятно, прочнее обоснуется в кресле после сентябрьских выборов. Кстати, Денин был переизбран в 2012 году одним из пяти первых губернаторов — правда, со страшным скандалом: незадолго до выборов суд... лишил его кандидатской регистрации, что чуть не вызвало настоящий коллапс властной вертикали в отдельно взятой области. Тогда обошлось, но, судя по досрочной отставке, такие скандалы не возникают на пустом месте и не проходят даром для имиджа.
Калининградская область: губернатор Николай Цуканов считается слабым для стратегически важного региона. Возможен выбор новых кандидатур. Однако в последнем рейтинге эффективности губернаторов он сильно укрепил позиции и вышел из группы аутсайдеров, что может означать изменение отношения Кремля.
Калужская область: губернатор Анатолий Артамонов в конце прошлого года заявил о своем участии в выборах, обосновав решение тяжелой экономической ситуацией. Артамонов занял первое место в рейтинге эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества, так что сомнений в том, кто станет следующим губернатором, быть не может.
Кемеровская область: действующего губернатора Амана Тулеева, возглавляющего регион с 1997 года, ценят в Кремле, но в этом году ему исполнится 71 год, в силу почтенного возраста есть проблемы со здоровьем. Сможет ли он вновь возглавить регион — вопрос спорный, а решать его в силу политического веса Тулеева будут в Кремле. Судя по тому, что в последнем рейтинге Фонда развития гражданского общества позиции непотопляемого Тулеева просели, выбор сделан в пользу замены.
Пензенская область: губернатор Василий Бочкарев находится у власти с 1998 года, долгий срок может и не сыграть ему на руку.
Ростовская область: губернатор Василий Голубев 22 января официально подтвердил свое участие в выборах, уточнив, что будет баллотироваться, только заручившись доверием президента. В октябре 2014-го Голубев уже встречался с Путиным, так что, скорее всего, его переизбрание — вопрос решенный.
Тамбовская область: глава региона Олег Бетин — политический долгожитель, у власти с 1999 года, что опять же может сработать как за, так и против него.
Еврейская автономная область: полномочия губернатора Александра Винникова истекают в конце февраля, так что все решится заранее и без сюрпризов: если Кремль хочет видеть Винникова главой региона — переназначит пока в ранге и.о. Но потеря восьми позиций в рейтинге ФоРГО — плохой знак.
Депутаты заксобраний
Республика Северная Осетия — Алания: полномочия главы Таймураза Мамсурова истекают летом 2015-го. В рейтинге эффективности глава находится в аутсайдерах, ситуация в регионе тоже не из лучших. Весь прошлый год ожидали досрочной отставки Мамсурова, однако преемник так и не появился. На встрече с Путиным 30 января выборы не обсуждались. Вполне возможно, что Кремль предпочтет инертный сценарий.
Пока расклад в нефтегазовых округах таков.
Ханты-Мансийский АО: судьба губернатора Натальи Комаровой неоднозначна: с одной стороны, у нее высокий антирейтинг, с другой — она втягивает в себя весь социальный негатив, укрепляя тем самым позиции федеральной власти.
Ямало-Ненецкий АО: позиции губернатора Дмитрия Кобылкина считаются прочными в Москве.
Ненецкий АО: в феврале прошлого года в отставку ушел губернатор Игорь Федотов, взамен ему президентом был назначен врио Игорь Кошкин. А это говорит о том, что, вероятнее всего, его на посту главы округа мы и увидим.
Возможны досрочные выборы
Ряд губернаторов надеется успеть с переизбранием до 2016-го. По оценкам экспертов, есть шансы у Александра Ткачёва в Краснодарском крае и Евгения Куйвашева в Свердловской области. Также о своих амбициях заявляли Сергей Ерощенко — Иркутская область, Сергей Морозов — Ульяновская область, Владимир Груздев — Тульская область, Владимир Илюхин — Камчатский край, Александр Дрозденко — Ленинградская область, Валерий Радаев — Саратовская область, Виктор Басаргин — Пермский край, Сергей Ястребов — Ярославская область. У последних двух шансы, правда, невелики: Басаргин не может найти общий язык с местными единороссами, к тому же весной прошлого года Путин уже отказал ему в досрочных выборах; Ястребов же занимает второе почетное место с конца в рейтинге эффективности губернаторов. Да и скандал с избранием, а потом заключением под стражу экс-мэра Ярославля Евгения Урлашова ему вряд ли забыли: хотя для монополии «ЕР» эта история и закончилась благополучно, но очень уж велики оказались имиджевые издержки...
От чего зависит, дадут ли губернаторам избираться досрочно? Как будет выглядеть избирательная кампания глав регионов и повлияет ли кризис на результаты? Своим мнением на эту тему с «МК» поделились эксперты.
Михаил ВИНОГРАДОВ, президент фонда «Петербургская политика»:
— Многое будет зависеть от того, какие губернаторы пойдут на выборы. Много зависит от позиции федерального центра: будет ли он препятствовать заметным оппозиционным кандидатам, или будет реализована та же тактика, что на выборах мэра Москвы в 2013 году — акцент на сильных оппонентах. В 2014 году где-то в регионах оппонентам позволили участвовать, а где-то даже не дали пройти регистрацию. Сделает ли Москва ставку на то, чтобы расчистить 2016–2017 год от выборных кампаний, или решения будут приниматься хаотично — возможно и то, и другое. Вопрос в том, насколько к марту-апрелю, когда социальная ситуация прояснится, федеральный центр будет готов на количество избирательных кампаний, сопоставимое с прошлогодним. Если будут волнения, то это заставит федеральную власть переосмыслить ситуацию. Выводы могут быть сделаны разные: от желания перенести выборы или их отменить, как это уже было в нескольких регионах, до ставки на ключевых губернаторов. Я думаю, что определенной схемы нет, федеральный центр будет ориентироваться по ситуации.
Борис МАКАРЕНКО, председатель правления Центра политических технологий:
— При таких выборах губернаторов, как у нас сейчас, влияние кризиса если и будет, то не очень значительным. Побеждали в прошлом году губернаторы с результатами в среднем за 80%, сейчас будет труднее — получат за 60% как минимум. Там, где будут выборы в Законодательное собрание, возможно снижение рейтинга «Единой России». Снижения, которые возможно трактовать как тенденции, вероятны, но изменение реальной ситуации — вряд ли. Возможных досрочных выборов будет уже мало, потому что до окончания плановых сроков у невыбранных губернаторов остается все меньше времени. Кто дождется следующего года, тому придется избираться одновременно с думской кампанией — этого губернаторам не хочется. Здесь решение принимается по конкретному параметру: если губернатор планируется на следующий срок, ему дают возможность избраться досрочно. Тех, кого надо было поменять, уже поменяли. Больше 20 человек поменяли, пока закон о выборах губернаторов протаскивался через две палаты Федерального собрания весной 2012 года. В этом году мы не видим, как в прошлом, отставок за полгода до выборов, когда на пост губернатора вставал бы назначенный и.о. — очевидный фаворит. Сейчас и.о. становятся только действующие, значит, остальных кандидатов «на вылет» уже почти всех поменяли. Не верю в яркие сценарии, когда сейчас губернаторы сами себе назначают оппонентов. Заведомо скандальных фигур на этих выборах нет.
Дмитрий ОРЕШКИН, политолог:
— Кризис скажется на выборах, потому что обостряется профсоюзное движение, действительно связанное с интересами трудящихся. Все чаще мелькают сообщения о забастовках. Разгребать все это придется губернаторам, это их зона ответственности. Там, где проходят выборы, губернаторам придется проявлять гибкость. Если людей разозлить, то они могут прийти и проголосовать против. Вполне может быть, что в нескольких регионах такие ситуации обозначатся. Например, Калининградская область. Чем выше у людей уровень жизни и чем больше они европеизированы, тем им сложнее примиряться с ухудшением качества жизни. Калининградская область — единственная в составе России, где ни один губернатор два срока не сидел. Почти наверняка не будет проблем у республик. А вот в некоторых автономных субъектах они могут быть. Например, в Еврейской области или нефтегазовых округах — там немножко другой социум, люди немножко меньше зависят от властей. А в Татарстане, Дагестане зависят сильно, поэтому там голосуй, не голосуй, все равно за тебя нарисуют результаты. Желание губернаторов избираться понятно: есть смысл проскочить пораньше, так чуть меньше шансов, что тебя избиратель прихлопнет. Там, где в прошлом году были досрочные выборы, все пошло хорошо, экономическая ситуация еще была нормальная, наблюдалась сплоченность людей вокруг лозунга «Крым наш». В 2015 году «Крым наш» уже не так вдохновляет, а экономические проблемы обостряются. Но в 2016 году будет еще хуже...
Валерия Маркова