| 11 февраля, 2015 | | | Читать на сайте издания |
Памятник «Большая тройка» работы Зураба Церетели, вопрос об установке которого в Благовещенске рассматривался в 2012 году, в амурской столице стоять уже точно не будет, потому как его торжественно открыли в Крыму. Собственно, Ялтинской конференции с участием Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта монумент и посвящен. А 4 февраля как раз был 70-летний юбилей начала конференции. В общем, вполне логичным было поставить этот памятник в окрестностях российского города Ялта.
В Крыму на днях был установлен памятник работы скульптора Зураба Церетели «Большая тройка». Монумент изображает союзников по антигитлеровской коалиции во время переговоров на Ялтинской конференции 1945 года. Он был создан на основе известной фотографии. Слева сидит Черчилль в британской военной форме и с тростью в руке, посередине - Рузвельт в пиджаке и накидке, справа - Сталин в военной форме с маршальскими погонами. Высота памятника - 4 метра 10 сантиметров, длина - 6 метров 70 сантиметров.
Этот памятник интересен тем, что в 2012 году всерьез шли разговоры о том, чтобы установить его в Благовещенске. Инициатором выступал член-корреспондент Российской академии художеств Владислав Афанасьев, известный также как скульптор - в частности, автор памятника заслуженному артисту России Валерию Приемыхову. Владислав Афанасьев обратился в редакцию, после чего наш корреспондент дозвонился всемирно известному скульптору. Разговор с Зурабом Церетели состоялся именно в тот момент, когда президент Российской академии художеств вел новые переговоры с волгоградской делегацией как раз по поводу установки «Большой тройки» в городе на Волге. Впрочем, волгоградцы были не первые, кто хотел заполучить монумент. Обращались и из других городов.
На вопрос о том, что сам Зураб Церетели думает по поводу того, чтобы скульптура оказалась в Благовещенске, автор сказал тогда, что к переговорам он готов: «Я согласен, я готов, ради Бога - кто захочет, нет проблем. Я творец, очень буду рад, если у вас будет стоять (скульптура - прим. ред.)».
Изначально памятник планировали торжественно открыть еще десять лет назад к 60-летию Ялтинской конференции в феврале 2005 года в тогда еще украинском поселке Ливадия, что неподалеку от Ялты. Как раз здесь и проводились в 1945-м переговоры лидеров трех стран. Однако на Украине памятник Сталину ставить не захотели. Высказывались даже идеи из композиции его изъять, оставив только Рузвельта и Черчилля. В том же 2005-м скульптура могла оказаться в Волгограде. Городу, до 1961 года носившему имя Сталина, Церетели готов был памятник подарить. Для монумента было определено место. Но волгоградские власти решили не выделять деньги на его транспортировку. Зураб Церетели все же подарил Волгограду «Большую тройку», правда, уменьшенную в 10 раз. Гипсовая копия памятника теперь хранится в музее-панораме «Сталинградская битва».
В областном центре Приамурья нашлись меценаты, готовые оплатить доставку. «Телепорт» проводил тогда опрос общественного мнения, и большинство из позвонивших высказались положительно об установке этого памятника в Благовещенске - например, заведующий кафедрой всемирной истории БГПУ Алексей Донченко. «Еще отдельно можно и Иосифу Виссарионовичу поставить, я к нему отношусь с большим уважением», - добавил он. А другой известный амурский историк Василий Ступников, наоборот, был против, причем из-за английского премьера. «Черчилля и близко «допускать» нельзя, - говорил нашему корреспонденту экс-ректор БГПУ. - Плевать будут на этот памятник студенты истфила, которые знают историю».
Ситуация с памятником разрешилась так, как предсказала одна из наших читательниц - ветеран строительства Зейской ГЭС Светлана Башлий. Она позвонила в редакцию и сообщила, что лучше ставить либо в Ливадии (где и проходила Ялтинская конференция), либо в Волгограде, либо в Москве. И только в том случае, если ни один из этих городов монумент «не возьмет», то можно привезти в Благовещенск. В итоге так и получилось - «Большая тройка» на днях торжественно была установлена в Ливадии.
«Открытие памятника - это еще одно предупреждение тем политикам и спекулянтам от истории, которые пытаются нагло и цинично извратить историю Второй мировой войны и послевоенного устройства мира», - цитирует выступление на церемонии открытия главы Государственной думы России Сергея Нарышкина krymedia.ru.
Как сообщают новостные агентства, против памятника в Ялте высказались в крымско-татарском меджлисе.
А вот президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Наталья Нарочницкая отметила, что любой памятник вызывает неоднозначные чувства. Также она добавила, что ее дядя «сгинул в лагерях, и отец был 20 лет братом «врага народа». Соответственно, по своему мировоззрению она бы «предпочла нашу историю вообще без Октябрьской революции, без Ленина и без Сталина».
«Но как честный историк задаю вопрос западным своим оппонентам: а чего же это вы из Сталина пытаетесь сделать злодея всех времен и народов, которого вы не делали ни из Кромвеля, залившего кровью всю Англию, ни из Робеспьера и Дантона, памятник которому стоит на бульваре Сен-Жермен?», - заявила глава Наталья Нарочницкая, отметив, что «на душу населения жертвы Французской революции превышали все репрессивные режимы XX века».
Ялтинская конференция проходила с 4 по 11 февраля 1945 года и была посвящена установлению послевоенного мирового порядка. Лидеры антигитлеровской коалиции прочертили новые границы Европы и договорились о зонах влияния. Советский Союз в обмен на вступление в войну против Японии получал Курилы и Сахалин. Также на Ялтинской конференции обсудили основные принципы работы будущей Организации Объединенных Наций. Во многом именно Ялтинская конференция создала принципы «биполярного мира», который лежал в основе мировой политики до распада Советского Союза.