СМИ о мероприятиях

  |  11 февраля, 2015   |   Читать на сайте издания

«Если бы армия России вошла в Донбасс...»

Pravda.Ru побывала на конференции «Ялта 1945: прошлое, настоящее, будущее». Одной из тем конференции стал пересмотр итогов Второй мировой и возрождение идеологий фашизма и нацизма на Украине. О войне на Украине, роли Запада в этой войне рассказал в интервью Pravda.Ru председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин.

- Константин Николаевич, в ы верите в то, что мы сможем изменить взгляд, отношение европейцев, отношение американцев к тому, что происходит в России, на Украине и во всем мире?

- Я думаю, что это вопрос последовательности и упорства. Например, по ситуации на Украине за два месяца характер освещения и публикаций в западных СМИ очень сильно изменился. Они уже пишут о том, что киевские власти воюют с собственным народом, при этом нарушая правила ведения войны. Еще недавно это было невозможным.

Газеты пишут о том, что реакция участников Давосского форума на выступление Порошенко была крайне раздраженной. Они пишут о том, что украинское правительство работает очень непрофессионально, не представляет, как выводить страну из экономического кризиса, а занимается только попрошайничеством.

У нас об этом говорилось с самого сначала, но западная пресса раньше имела розовые очки и эти проблемы игнорировала. Говорилось о стремлении в единую Европу, о каких-то романтических идеалах, ценностях, как хорошо теперь будет Украине с Европой, а Европе с Украиной. Сейчас мы видим, что ситуация меняется.

В международных отношениях не должно быть какого-то глобального гегемона, одного Юпитера, которому позволено больше, чем всем остальным, который имеет эксклюзивную монополию на истину, решение, что является верным, а что нет.

Поскольку нынешняя система международных отношений, зависимости западноевропейских стран от Соединенных Штатов существует уже давно, изменить ее трудно. Тем не менее постепенно изменения происходят.

Я думаю, что результаты будут, потому что мир находится в очень опасной ситуации. Никто не может себя чувствовать в безопасности. Даже самые мощные страны, включая Соединенные Штаты Америки. Собственно выступления многих мировых стран именно об этом и свидетельствуют. Президент США объявляет угрозы, с которыми должно бороться все человечество, вся Организация Объединенных Наций.

Соединенные Штаты готовы быть в авангарде, но они не готовы делать это единолично. Я думаю, что необходимость совместных усилий приведет их к пониманию необходимости прислушиваться к партнерам, учитывать другие мнения. Надеюсь, будет услышаны мнения и с нашего собрания. И я очень рассчитываю, что дух Ялты, тот подход, который продемонстрировали представители Большой тройки поможет найти формат, как договорится.

«Запад перестал смотреть на Киев сквозь розовые очки»

Ведь мало заключить какие-то международные соглашения, соглашений-то полно заключено. Организация Объединенных Наций существует. Только очень часто мы видим военные вторжения, которые происходят под знаменем гуманитарных миссий без резолюции Совета Безопасности ООН.

Это значит, что Совет Безопасности в каких-то ситуациях не работает. В каких-то ситуациях Организация Объединенных Наций не эффективна. Но конечно, надо не отменять ее, а надо думать над тем, как достроить систему коллективной безопасности, как усовершенствовать механизмы принятий решений. Это необходимо.

Один из уроков Ялты: для того, чтобы все соблюдали правила, все должны с этими правилами согласиться. Задача - не только эти новые правила сформулировать, но и еще сделать так, чтобы все с этим согласились. Чтобы это не было сделано в чьих-то конкретных узких интересах. Чтобы это не было сделано под давлением чьих-то негативных стереотипов и устаревших представлений. У кого-то они связаны с холодной войной, у кого-то - с более поздними представлениями.

Здесь есть люди, которые пишут учебники, которые много публикуются. Я рассчитываю, что в этом смысле мы свой вклад в эту работу внесем безусловно. Сейчас, в текущий момент прямого действия на принятие политических решений на Западе мы, конечно, не окажем. Даже для начала изменений взгляда подхода на украинскую ситуацию понадобилось полгода и совершенно вызывающая импотенция киевского правительства. Но сразу ничего не делается.

- Как вообще можно верить, что российская армия столько раз входила на территорию Украины? Она должна была уже чуть ли не до Луны дойти…

- Если бы регулярная российская армия действительно вошла бы на Украину, к Днепру бы она вышла за несколько часов силами двух парашютно-десантных полков.

- Действительно, Европа начинает понимать, что она получила на Украине. Ее руководители делают чудовищные заявления. - Советский Союз напал на Украину и Германию, и тут же что Освенцим освободили украинцы.

- Человек просто плохо учился в школе.

- Он историк…

- Ну какой же он историк?! А тогда почему он не сказал, что поляки освобождали? - Он что, не знает, что в составе 1-го украинского фронта воевали поляки? Войско Польское воевало, входило в качестве отдельного соединения. Он не знает, что это не национальное название, а географическое. А до этого этот фронт был Воронежским, еще раньше - Степным. Когда он был степным, получается там воевали представители степи?

А когда у нас был Западный фронт, там с какого Запада люди воевали? Глупо даже представить, что фронты формировались по национальному признаку, да и национальный состав населения в СССР был сильно перемешан.

Многие украинцы, которых они посчитали, родились на территории России и других республик, никогда на Украине и не были. И на Украине жило и живет много людей разных национальностей. Просто Россия бережно относится ко всем этносам, сохраняется культура, традиции, никому не запрещено написать свою национальность в паспорте.

Как он посчитал, сколько там было украинцев? Это абсолютная профанация, это даже не не переписывание истории, это просто подход веселого профана. Ни в коем случае это нельзя воспринимать серьезно, но об этом надо говорить, потому что это ведь идиотизм.

- Это вообще ужасно, что они пытаются делить Победу, вешать ее в граммах и как-то ее раздербанивать.

- Надо осмысливать и оценивать вклад в Победу. Действительно была антигитлеровская коалиция и представители разных наций сражались с фашизмом. Кстати, были и представители немецкой нации, которые тоже сражались с фашизмом. И были французы, которые были коллаборационистами, а были те, которые продолжили сражаться. Было Сопротивление и регулярная армия французская, которая потом воевала с фашизмом. Поэтому ничего плохого в этом нет.

Я считаю, что важен вклад любой, даже очень небольшой в дело в борьбе с фашизмом, которую смогла внести в силу разных причин та или иная страна. Где-то армия была разгромлена и было только подполье или партизанское движение.

Безусловно это Великая Победа, Победа над фашизмом. Чувство причастности большого количества наций как раз и является прививкой, гарантией, что это не забудется. И должен сохраниться подход к недопущению возрождению фашизма, к возрождению нацистской идеологии. И не надо нам говорить, что «Правый сектор» - это небольшая такая группировка, она там незаметна и ничем не опасна. Она опасна.

Все люди, которые исповедуют теорию расового превосходства, опасны. А те, у кого помимо такой идеологии есть военная организация и оружие, и политические представители - опасны вдвойне.

Потому что они могут эмитировать демократические процедуры и приходить к власти. Гитлер ведь тоже пришел к власти, стал рейхсканцлером в результате выборов. Представителей такой идеологии и таких движений вообще нельзя допускать к демократическим процессам и процедурам. Потому что они относятся к ним только как к некому средству продвижения своей идеологии. И это, кстати, один из уроков Второй мировой войны.

Беседовала Инна Новикова