СМИ об исследованиях

  |  10 февраля, 2015   |   Читать на сайте издания

http://www.press-release.ru: Геннадий Косов: Общественность ждет от Владимирова решительных действий

Данные Восьмого рейтинга эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества свидетельствуют о том, что по всем четырем группам рейтинга губернаторские позиции существенно поменялись. Об этой тенденции говорил глава Фонда Константин Костин, презентуя в конце 2014 года Итоговый седьмой рейтинг по результатам работы региональных властей за 12 месяцев.

При составлении данного выпуска рейтинга экспертами ФоРГО учитывались данные исследования «Георейтинг» Фонда «Общественное мнение», характеристики экономического положения в регионе по материалам Федеральной службы государственной статистики России, индекс медиаэффективности, рассчитанный «Национальной службой мониторинга», экспертные оценки и показатели социального самочувствия регионов России.

Рейтинг демонстрирует заметные изменения результатов сразу по нескольким исследовательским модулям. В первую очередь это касается экспертных оценок и освещения деятельности глав регионов в СМИ.

Среди факторов, оказавших влияние на позиции губернаторов в рейтинге, эксперты выделяют следующее:

1. Результативность экономической и финансовой политики в регионе, что приобретает особое значение в условиях кризиса.

2. Претензии правоохранительных органов и общественных организаций к региональным властям, связанные с коррупцией и конфликтом интересов (Позиция Кремля по этому вопросу была заявлена руководителем Администрации Президента РФ Сергеем Ивановым на недавнем семинаре-совещании).

3. Ставшие объектами внимания и критики со стороны общественных организаций и СМИ факты расточительности и личной нескромности представителей руководства ряда регионов.

4. Факторы, влияющие на социальное самочувствие значительных групп населения (например, проблема пассажирских пригородных перевозок).

5. Проблема конфликт - консенсус региональных элит.

По словам главы ФоРГО Константина Костина, «восьмой рейтинг еще не оценивает антикризисные таланты губернаторов, поскольку социология, оценивающая социальное самочувствие граждан, сделана до того, как граждане осознали наступление кризиса». По его мнению, первые итоги антикризисной работы покажет апрельский рейтинг. При этом глава ФоРГО отмечает, что протестная активность, которую измеряют социологи для рейтинга, пока не оказывает на него существенного влияния.

Впервые за всю историю рейтинга (выходит с января 2014 года) произошла смена лидера: первое место занял губернатор Калужской области Анатолий Артамонов (97 баллов), который обогнал на одну позицию главу Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина (96 баллов). Снижение рейтинга главы ЯНАО связано, в том числе, с расследованием ОНФ, установившего, что руководство региона слишком часто пользуется авиационными VIP-чартерами.

В свою очередь, 100-процентное выполнение всех социальных обязательств, реализация программы капиталовложений в социальную сферу, высокий экономический результат способствовали тому, что Анатолий Артамонов поднялся на первое место.

Причинами роста показателей ряда губернаторов стали, в том числе, экономический рост региона, контроль над региональными элитами, укрепление социально-экономической стабильности в регионе вообще и усиление контроля на потребительском рынке с целью сдерживания роста цен на социально значимые товары, в частности.

С одной стороны примечательно, а с другой показательно, что глава Краснодарского края Александр Ткачев покинул группу губерна¬то¬ров-лидеров, став одним из лидеров падения этого выпуска рейтинга (- 9 пунктов). Это связано с выявленными в регионе фактами коррупции. Кроме того, для региона характерна высокая (75% по отношению к собственным доходам) задолженность бюджета.

Значимые изменения произошли в четвертой группе рейтинга губернаторов, так называемой «группе смерти». Константин Костин отметил, что динамика в этой группе такова, что «наверное некорректно называть эту группу «группой смерти», потому что у нас есть уже три губернатора (Николай Цуканов, Александр Хорошавин, Александр Худилайнен), которые покинули ее и имеют устойчивые позиции и хороший потенциал для развития».

Примечательно, что руководитель РСО-Алания Таймураз Мамсуров, находящийся в заключительной группе, прибавил в Восьмом рейтинге один балл. От вхождения в пул губернаторов со средним рейтингом его отделяет один пункт.

Из глав Северо-Кавказских субъектов лидерами роста Восьмого рейтинга эффективности губернаторов ФоРГО являются Рашид Темрезов, Рамазан Абдулатипов, Таймураз Мамсуров (+1). В Итоговом рейтинге ФоРГО за 2014 год они также показали рост: Рамазан Абдулатипов и Юнус-бек Евкуров на 1 пункт, а Рашид Темрезов на 2 пункта. Данных руководителей отличают стабильные успехи в социально-экономическом развитии своих регионов, высокий личный авторитет.

Признаками стабильности в Восьмом рейтинге обладают Рамзан Кадыров и Юнус-бек Евкуров. А руководители Ставропольского края и КБР стали лидерами падения (- 1).

Отметим, что тенденция к падению рейтинга Владимира Владимирова и Юрия Кокова была зафиксирована в Итоговом рейтинге ФоРГО за 2014 год. Основными причинами являются критика со стороны структур гражданского общества, проблемы в выстраивании внутриэлитного консенсуса, отсутствие результатов в решении социально-экономических проблем региона.

Усилия губернатора Ставропольского края Владимирова связаны с борьбой с коррупцией (решение проверить на полиграфе краевых чиновников), активизацией работы по стабилизации ситуации в Минеральных Водах и Минераловодском районе, разработкой плана устойчивого развития края. Этот план учитывает «новую экономическую реальность» и ориентирован на поддержку предпринимательства, оптимизацию затрат на государственный аппарат, развитие импортозамещения, борьбу с банкротствами предприятий, невыплатами зарплат, ростом цен на продукты, лекарства. Все это может дать положительные результаты, которые мы увидим в росте его позиций в следующих рейтингах.