| 13 февраля, 2015 | | | Читать на сайте издания |
Изнурительные 16-часовые переговоры в Минске завершились вчера оглашением двух документов — «Комплекса мер по выполнению минских соглашений», подписанного контактной группой (представители ОБСЕ, Украины, России и самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик) и декларации лидеров Франции, Германии, Украины и России. Документ группы устанавливает началом перемирия 0 часов 15 февраля, после чего артиллерия враждующих сторон в течение 15 дней должна быть отведена на безопасное расстояние.
Как сообщил человек, близкий к российской делегации, наибольшие трудности в переговорах (реально на них и обсуждался документ контактной группы) вызвали пункты, начинающиеся со слов о необходимости определить «модальности»: о проведении выборов на не контролируемых Киевомтерриториях и о восстановлении социально-экономических связей, т. е. снятии украинской транспортной и финансовой блокады. В декларации лидеров этот тезис упомянут отдельно, и там же обещано содействие Франции и Германии в восстановлении банковского сектора этих территорий. По мнению человека, близкого к российской делегации, это означает, что в случае успеха перемирия эти страны могут оказать экономическую помощь Донбассу, которую не желает оказывать Украина.
С большим трудом дались пункт о конституционной реформе на Украине до конца 2015 г. и пункт о восстановлении к тому же сроку после «всеобъемлющего политического урегулировании» контроля Украины над границей с Россией.
Канцлер Германии Ангела Меркель заявила вчера, что важно претворить слова в дела и что президент России Владимир Путин лично оказал давление на лидеров сепаратистов, не желавших поначалу подписывать документ контактной группы. Президент Франции Франсуа Олланд указал, что ближайшие часы будут определяющими в судьбе достигнутых соглашений.
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что соглашения делают несвоевременными новые санкции против России.
Вопрос о санкциях стоял на саммите ЕС, куда Меркель и Олланд вместе с президентом Украины Петром Порошенко прибыли из Минска. Сам Порошенко заявил, что Украина в Минске отстояла отказ от навязывавшейся ей федерализации, добилась пункта о разоружении незаконных формирований и выводе иностранных войск и наемников и освобождения заложников, включая находящуюся под арестом в России Надежду Савченко.
Человек, близкий к российской делегации, обращает внимание, что Порошенко ничего не сказал о включенных в «Комплекс мер» амнистии участникам событий в Донбассе, конституционной реформе и необходимости вновь принять закон об особом статусе Донбасса: очевидно, что провести все это через нынешнюю Верховную раду ему будет непросто.
Соглашения могут подорваться на первой же серьезной мине, в них заложенной, — судьбе украинской группировки в Дебальцеве. Как заявил Путин, представители ДНР и ЛНР утверждают, что окружили в Дебальцеве группировку в 6000-8000 человек, и исходят из того, что они сложат оружие; украинская сторона отрицает сам факт окружения. Путин сообщил, что договорился с Порошенко создать группу военных экспертов, которая попытается решить эту проблему, и призвал избежать кровопролития. По словам человека из Минобороны России, целью группы экспертов будет не проверка экспериментальным путем, есть котел или нет, речь идет о попытке договориться с полевыми командирами с обеих сторон на месте о разрешении ситуации мирным путем и определении линии разграничения.
По словам полковника запаса Виктора Мураховского, здесь существует большая опасность, поскольку определить линию на месте невозможно без прекращения огня. Попытки украинских войск деблокировать Дебальцево вчера безуспешно продолжались, говорит человек в руководстве ДНР.
Россия в подписанных документах не фигурирует как сторона конфликта. Тем не менее выше, чем канцлер Германии Меркель, посредников между Путиным и Порошенко быть не может и, если соглашения не сработают, они станут ударом и по ее престижу, отмечает редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Самое главное в принятых документах в сравнении с сентябрьскими минскими соглашениями — несоизмеримо больший масштаб политического участия и внимания. Главным дипломатическим достижением Кремля стало вписанное в документ обещание принятия новой конституции Украины, полагает Лукьянов.
Руководитель близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества Константин Костин считает важным формат «Комплекса мер» как дорожной карты — сентябрьские соглашения этого не предусматривали. Документ не подписан лидерами, но сам факт его принятия придает ему куда больший вес, чем имели минские соглашения, подчеркивает Костин.
Человек, близкий к МИД Украины, также говорит, что график — главное достижение, теперь есть возможность спросить за его выполнение с Москвы.