| 14 августа, 2013 | | | Читать на сайте издания |
На письмо «Неразрушенные мифы» (№ 140 от 6.08.2013, стр. 07)
В связи с этим [комментарием на мою статью «Как рушатся политические мифы»] считаю необходимым уточнить некоторые позиции.
Про миф № 1. В статье я утверждаю, что в стране создаются условия для реальной политической конкуренции, что повышает прозрачность и легитимность электоральных процедур. Мой оппонент пытается опровергнуть этот тезис тем, что Минюст «отказал в регистрации двум ключевым партиям Болотной площади — «Народному альянсу» и «Партии 5 декабря». Давайте будем точны: регистрация «Партии 5 декабря» приостановлена до устранения замечаний к учредительным документам. Да и руководство самой партии с замечаниями Минюста согласилось, и в конце августа пройдет съезд, который соберется «для внесения поправок в устав и переподачи документов в Министерство юстиции».
Что касается отказа в регистрации «Народного альянса», то просто процитирую блог одного из активистов — А. Грезева: «Давайте будем честными — партии отказали в регистрации не из-за мелких ошибок, которых избежать практически невозможно, в Минюст просто был передан неполный пакет документов».
Теперь про «ключевые партии Болотной». Называть таковыми «Народный альянс» и «Партию 5 декабря» — преувеличение. Если посмотреть на трибуны белоленточных митингов, то мы увидим там представителей «Яблока», «РПР-Парнаса», левых и националистических движений, беспартийных деятелей культуры и искусства, а отнюдь не членов оргкомитетов этих двух «ключевых партий». А если уже говорить о политических пристрастиях тех, кто выходил на Болотную и Сахарова, то они и вовсе могут не понравиться автору комментария. Большинство из них (около 60%) — сторонники системных оппозиционных партий, а около половины на выборах президента России проголосовали за В. Путина.
Про миф № 2. В своей статье я привел действительно всего три примера оппозиционных политиков, которые добились успеха на выборах в последние годы. Но я привел в пример троих почти из пяти сотен! Именно столько представителей оппозиции в период до начала 2012 г. побеждали на выборах глав муниципальных образований.
Про миф № 3. В большинстве демократий в межвыборный период политики, которые не избраны в органы власти или не являются чиновниками, редко попадают в эфиры национальных телеканалов, которых заботят интересы аудитории, а аудиторию, т. е. граждан, интересуют политики, от деятельности которых зависит повседневная жизнь. Исключение составляют экстраординарные информповоды, такие как «аморалка», коррупция, происшествия и т. п. Большее же количество политического контента можно встретить в эфирах специализированных и информационных каналов. Россия в этом смысле мало отличается от других стран. В эфире, скажем, РБК или ТК «Дождь» Навальный присутствует как один из основных гостей.
Дискуссия, равно как и конкуренция, — необходимое условие для развития политической системы. Но чтобы в спорах рождалась истина, надо внимательно относиться к фактам и использовать корректные аргументы.
Константин Костин, председатель правления Фонда развития гражданского общества