События и комментарии экспертов фонда

  |  14 августа, 2013   |   Читать на сайте издания

Кому нужны дебаты?

В понедельник вечером первые предвыборные дебаты кандидатов в мэры Москвы прошли на телеканале «Москва 24». В них приняли участие заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников и председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин, председатель «Справедливой России» Николай Левичев, кандидат от ЛДПР Михаил Дегтярев и кандидат от «РПР-ПАРНАС» Алексей Навальный. Напомним, ранее Сергей Собянин отказался от участия в дебатах, поскольку решил сосредоточиться на своей предвыборной работе, на непосредственном общении с москвичами, с избирателями. Но, похоже, остальным претендентам на высокий пост разговоры оказались важнее.

ИЗБИРАТЕЛИ ЖДУТ КОНКРЕТНЫХ ДЕЛ

Во время первых дебатов кандидаты обсудили проблемы Москвы и в очередной раз рассказали о своих предвыборных программах. В частности, каждый кандидат сообщил, что в случае своего избрания сформирует новую команду. Но избирателям от этого не легче. Ведь понятно, что горожане ждали от этой встречи серьезного разговора о проблемах и о том, как и когда можно с ними справиться, как грамотно управлять городом. Однако с первых же минут зрителям дебатов стало очевидно, что кандидаты вряд ли представляют себе, что это такое, поскольку у них нет такого опыта. По сути, москвичи увидели, как важные дяди в костюмах встретились под прицелом видеокамер и просто поговорили. Может быть, еще и перед аудиторией покрасовались. Но от людей ведь не скроешь, что дискуссию вели люди, не имеющие наработок не только в управлении городом, но и даже районом. Да и фигуры подобрались, скажем прямо, сильно полярные как по манере ведения дискуссии, так и по политическому весу.

- Положа руку на сердце, дебаты выявляют не того, кто лучше, а того, кто хуже, - говорит Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации. - Дебаты тогда выглядят солидно, когда дискутируют персоны одинакового, хотя бы приблизительно, политического веса. В конце концов ясно, что формат подразумевает шоу, шоу подразумевает игру на публику, а игра на публику - это «Дом-2». Не надоело? Да и не девальвирует ли это на последнем этапе значение самих выборов в глазах москвичей?

ЗРЕЛИЩЕ НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ

Многие эксперты оценивают первые дебаты, тонко улавливая настроение избирателей.

- Беда в том, что дебаты воспринимаются публикой просто как соревнование в красноречии, своеобразное шоу, ожидавшееся политизированной публикой, меньше всего интересующейся положением дел в городском хозяйстве или системой муниципального управления, - считает Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений. - Большинство москвичей вообще узнали о возможности проведения теледебатов только тогда, когда пресса сообщила, что их, скорее всего, не будет. И непохоже, чтобы люди по этому поводу сильно расстроились.

Культура ток-шоу на отечественном ТВ сводится к пошловатому зрелищу, где спор неминуемо превращается в скандал, взаимные обвинения заменяют аргументы, а донести до зрителя мысль оказывается делом почти невозможным. Это относится и к предвыборным дебатам - если они не скандальны, то безумно скучны. Большая часть публики просто выключает телевизор.

Словом, отечественные дебаты во время выборов - это зрелище не для слабонервных. Это вам не Америка! Признаем, нет у нас привычного по новостям и фильмам зарубежного размаха избирательной кампании - ни накала страстей, ни громких имен, ни даже любимчиков публики, от которых радостно пищат все - от детей до пенсионерок. Первые дебаты это еще раз подтвердили.

- Если просто подходить к ним формально, как к обязаловке, я вас уважаю, вы меня уважаете, это неинтересно избирателям, - поясняет Константин Костин, председатель правления Фонда развития гражданского общества. - Зачем это делать? Вы помните, какие телевизионные рейтинги имеют дебаты? Это просто смешные рейтинги.

НИ ФОРМАТА, НИ СОСТАВА

Нужны ли вообще дебаты? Наверное, нужны, если и формат, и состав участников дискуссии представительный и эффективный. Нужны, если у каждого кандидата свои действия, свои законы, свои решения, а не просто разговоры. В противном случае все может превратиться в жалкую пародию на дебаты. Или уже превратилось?

КСТАТИ

По данным Мосгоризбиркома, агитация и дебаты будут проходить начиная с 10 августа в течение 20 рабочих дней, кроме выходных. В частности, их можно будет увидеть и услышать в прямом эфире на телеканалах «Москва 24», «Доверие», радиостанциях «Москва FM», «Говорит Москва». При этом все решившие в них участвовать кандидаты встречаются в студии одновременно. Парных дебатов не будет. Каждый кандидат сможет выступать в течение 10 минут.

 

Анна Михайлова