Показательная порка Кобылкина как установка на философию нового аскетизма
Месседж Кремля регионам меняется под воздействием кризиса, замечают эксперты. Примером этой тенденции они называют новый рейтинг эффективности губернаторов от ФоРГО, в котором глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин, уличенный в расточительстве, уступил первое место экономному и нацеленному на привлечение инвесторов калужскому губернатору Анатолию Артамонову. При этом одни увидели в перестановке грозное предупреждение региональным руководителям, не готовым затянуть пояса, а другие пришли к выводу, что Кремль вывел в тренд не столько экономию, сколько антикризисную работу на результат.
Бывший бессменный лидер рейтинга ФоРГО губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин впервые опустился на второе место, уступив первую строчку руководителю Калужской области Анатолию Артамонову. Формальной причиной ротации стали чрезмерные на фоне других субъектов траты ямальских властей на авиационные вип-чартеры. Ранее в ОНФ раскритиковали руководство региона за намерение выделить на собственные перелеты 300 млн руб. При этом повышение Артамонова составители рейтинга не комментируют никак, предоставив слово самому губернатору. Он же записал в свой актив позитивные изменения в экономике и сельском хозяйстве региона.
Царь хороший - бояре распоясались
Политтехнологи Игорь Даченков и Алексей Швайгерт, отмечая определенную близость ФоРГО к администрации президента, увидели в произведенной составителями рейтинга рокировке губернаторов-лидеров сигнал Кремля, общий смысл которого сводится к требованию к региональным властям соблюдать в условиях кризиса режим экономии.
Алексей Швайгерт считает, что особого внимания заслуживает ремарка, с которой эксперты переместили Кобылкина на второе место. «300 млн на бизнесджет можно объяснить даже бабушке из деревни Кукуево», - отметил политтехнолог. Он уверен, что подобные аргументы против расточительства глав регионов будут только набирать популярность, и уже в скором времени «на сцене появится несколько агентов, которые будут упреждать расходы губернаторов». В публичном пространстве первую скрипку по-прежнему будет играть ОНФ, к которому теперь присоединятся и федеральные эксперты со своими исследованиями. На региональном уровне их дополнят депутаты и партийные отделения.
«Эта тема очень удобна, - подчеркнул Швайгерт. - Потому что идея о том, что царь прав, а бояре на местах распоясались, всегда продуктивна в кризисных ситуациях и всегда легко переключает массовое недовольство с власти центральной на местную. Это будет использоваться на 100, на 200%. Потому что это близко, понятно и всегда попадает в ожидания».
Рейтинг ФоРГО, по словам вице-президента Общероссийского фонда перспективного планирования Игоря Даченкова, в любом случае следует рассматривать как «ранжир по формированию отношения и правильного поведения политической элиты, прежде всего региональной». Таким образом, «маленькой показательной поркой» Кобылкина Кремль дает регионам установку на «философию нового аскетизма». Суть ее сводится к тому, что «времена наступают тяжелые, надо затянуть пояса, хватит воровать, заниматься непрозрачными схемами сращивания бизнеса и власти. Давайте займемся конструктивной работой, будем экономить средства и оптимизировать издержки на всех уровнях».
Даченков не сомневается в том, что подобные показательные порки продолжатся и будут применены в отношении других губернаторов. Об этом говорит риторика федеральной власти, которую мы слышим с декабря прошлого года, добавил эксперт.
Тема сезона - инвестиции
По мнению политолога Алексея Чадаева, главное в нынешнем рейтинге - не второе место Кобылкина, а выход вперед главы Калужской области: «Артамонов стал первым, потому тема сезона - это инвестиции, развитие предпринимательства и так далее. Калужский образец используется как некая витрина достижений региональной власти».
Вместе с тем эксперт заметил, что сейчас и эта витрина вызывает сомнения, поскольку в регионе собирают автомобили из импортных комплектующих, а рабочие места для местных жителей «так себе». Но, по крайней мере, в Калужской области виден результат осознанной целенаправленной политики, который можно продемонстрировать и создать новый ориентир для остальных региональных руководителей, резюмировал Чадаев.