События и комментарии экспертов фонда

  |  11 февраля, 2015   |   Читать на сайте издания

Судьбу Донбасса решают в Минске

В столице Белоруссии 11 февраля проходят переговоры «нормандской четверки». Лидеры России, Германии, Франции и Украины постараются прийти к согласию в отношении ситуации на юго-востока Украины.
 
Встрече глав государств предшествовали переговоры глав МИД «нормандской четверки», где обсуждалась линия разграничения между киевскими силовиками и ополченцами Донбасса, о которой на встрече контактной группы 10–11 февраля так и не удалось договориться. Главы внешнеполитических ведомств доработают новый план урегулирования военного конфликта на Украине, который потом будет передан на рассмотрение высшему руководству стран «нормандской четверки».
 
Глава МИД Франции Лоран Фабиус заявил днем, что в подготовке минского саммита в «нормандском» формате необходимо найти ответы на вопросы, на сколько километров должны быть отведены тяжелые вооружения от линии соприкосновения противоборствующих сторон в Донбассе, как обеспечить соблюдение границ и чем станут в юридическом плане территории востока Украины.
 
В Минске также находятся лидеры ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий, которые поставят свои подписи под итоговым документом, в случае если переговоры закончатся успешно.
 
Пока не очень понятно, каковы шансы участников переговоров найти компромиссное решение.
 
Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер 10 февраля без особого оптимизма прокомментировал предстоящую встречу, сказав, что переговоры «нормандской четверки» не дают гарантий успеха. Представитель Меркель Штефан Зайберт также считает исход сегодняшней встречи неопределенным — но «попытаться ради интересов страдающего народа стоит».
 
Мирный план урегулирования кризиса предложили представители ЛНР и ДНР 10 февраля во время встречи контактной группы в Минске. Он основывается на Минских соглашениях от 5 сентября 2014 года и включает в себя 15 пунктов.
 
Представители ополчения предлагают с 12 февраля обеспечить всеобъемлющее прекращение огня, после чего обеспечить отвод тяжелых вооружений: для киевских  войск — от фактической линии соприкосновения сторон, а для ополчения — от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года. После того как первые два пункта будут выполнены, необходимо постановление Верховной рады об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Также там прописана амнистия всех участвующих в событиях на юго-востоке и обмен пленными «всех на всех». Упомянули ополченцы в своем плане и снятие экономической блокады с Донбасса, и восстановление социальной сферы юго-востока.
 
Об этом также заявил и глава МИД РФ Сергей Лавров 11 февраля в ходе пресс-конференции, посвященной визиту главы греческого МИДа Никоса Кодзиаса.
 
— Главное — это выполнять Минские договоренности, в которых говорится об обеспечении законодательным путем особого статуса этих территорий в Донбассе, о предоставлении гарантий безопасности тем органам власти, которые будут там избраны, и необходимости амнистии и прекращении преследования всех участников событий на юго-востоке Украины. Минские договоренности предусматривают и восстановление экономических отношений между Донбассом и Киевом. Сейчас же происходит всё наоборот, — считает Лавров.
 
По его словам, первостепенной задачей Киев считает восстановление контроля украинской границы на всем ее протяжении между Украиной и Россией и на тех участках, которые контролируются ополчением. Однако глава МИД РФ полагает, что невозможно договориться об этом пункте, пока не прекратятся боевые действия.
 
— Договариваться об этом нужно с представителями Луганска и Донецка, и я сильно сомневаюсь, что в разгар боевых действий, когда предпринимаются попытки со стороны украинских властей улучшить свое военное положение на земле, с тем чтобы использовать это на минской встрече, я не вижу, как могут представители Луганска и Донецка согласиться, чтобы контроль над границей был установлен в качестве самого главного пункта и в качестве предварительного условия всего остального. Именно такую попытку, к сожалению, мы наблюдаем, — заявил Лавров.
 
В то же самое время, пока весь мир ожидает благоприятного исхода сегодняшней встречи, главы России, Франции и Германии призывают к мирному исходу конфликта на Украине, президент Украины Петр Порошенко заявил о готовности ввести в стране военное положение.
 
Порошенко также заявил перед саммитом, что Украина останется унитарным государством, а планируемая децентрализация не будет иметь ничего общего с федерализацией. Кроме того, он отметил, что Киев не планирует передавать на места какие-либо полномочия в сфере силовых структур и обороны, и назвал создание местной милиции глупостью.
 
— Хочу предупредить, что есть круг вопросов, которых децентрализация не коснется никоим образом, где роль центра, роль государства не только не уменьшится, а и увеличится. Это касается обороны, — сказал президент Украины.
 
При этом украинский президент отметил важность переговорного процесса в Минске.
 
— Могу сказать, что за время работы на должности президента у меня, наверное, не было и не будет встречи более важной, чем сегодняшняя в Минске, — заявил Порошенко.
 
Впрочем, учитывая предыдущие эпатажные публичные выступления Порошенко, эксперты сомневаются, что он едет за миром. Так он уже заявил, что намерен показать участникам минской встречи фрагменты снаряда РСЗО «Смерч», которые, по его словам, стоят на вооружении у ополчения. В тексте заявления, размещенного на сайте президента Украины, говорится, что Порошенко привезет осколки снарядов из Краматорска, где накануне подвергся обстрелу аэродром вооруженных сил Украины.
 
По словам Порошенко, на встрече в белорусской столице он будет отстаивать мирный план урегулирования кризиса.
 
«У нас нет никакого конфликта. Мы найдем компромисс внутри страны. Мы должны защитить мир, защитить покой города Краматорска, должны защитить Украину. И именно поэтому я еду в Минск, чтобы немедленно, без каких-либо условий прекратить огонь и начать политический диалог», — цитирует Порошенко его пресс-служба.
 
В тоже время в США заявляют о намерении учить украинскую армию воевать с ополченцами.
 
— Тренировочная миссия начнется в марте. Батальон американских военных будет обучать три украинских батальона, — заявил командующий ВС США в Европе Бен Ходжес. — Мы будем тренировать их по задачам безопасности, медицинским задачам, как действовать в ситуации, когда враг глушит, как защищаться от российской и сепаратистской артиллерии.
 
Барак Обама, как известно, не принимает участия в переговорном процессе в Минске, однако не остается в стороне. Президент США всё еще раздумывает над тем, чтобы поставлять летальное оружие киевским властям для борьбы с народом Донбасса.
 
Председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин полагает, что стартовавшие переговоры «нормандской четверки» имеют высокие шансы на успех. 
 
— Главная цель — чтобы установился мир. Мы ждем от переговоров начала политического урегулирования судьбы Донецка и Луганска. И Киев сделал всё возможное, чтобы этот процесс был длительным и болезненным, — говорит Костин.
 
Политолог отмечает, что пока Киев не выполнил ни одного пункта из взятых на себя по сентябрьским Минским соглашениям обязательств.
 
— В Минске обсуждается простое выполнение в реальной жизни Минских соглашений. Основной вопрос — вопрос войны и мира и политического урегулирования. Ровно о том же договаривались в Минске осенью, но никто не стал исполнять эти условия. Киев не выполнил ни одного из взятых на себя пунктов соглашения. Например, ни в одном министерстве не обсудили ни одного пункта по закону о восстановлении Донбасса. А когда принимали закон о его автономии, намеренно сделали его таким, чтобы он не устроил жителей этого региона, — напоминает Костин.
 
Он убежден, что если сегодня будут подписаны итоговые соглашения, то самопровозглашенные республики могут рассчитывать на автономию. При этом народное ополчение, полагает Костин, будет сохранено как гарант безопасности мирного населения в Донбассе. После карательной операции на юго-востоке украинские власти плохо выглядят в качестве исполнителей таких гарантий.
 
Исход встречи «нормандской четверки» пока неизвестен.