События и комментарии экспертов фонда

  |  06 августа, 2013   |   Читать на сайте издания

Эксперт: если Собянин начнет ходить по дворам, будет выглядеть клоуном

Запланированные встречи кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина с избирателями могут негативно повлиять на его рейтинг, считает политолог Виталий Иванов: «Вот Навальному незазорно ходить по дворам, а действующему мэру несолидно». Политтехнолог Дмитрий Гусев полагает, что встречи с населением для Собянина формальность, поскольку его кампания и так «достаточно убедительна». По мнению политолога Александра Кынева, кандидату от власти следует не отвечать на инициативы информационного лидера Навального, а предложить новую тему, например создание коалиции: «Приглашение в свою команду людей с оппозиционной репутацией – это то, что могло бы быть свежим элементом и улучшить имидж власти».

Врио мэра Москвы Сергей Собянин до сих пор не определился, будет ли участвовать в предвыборных дебатах. Однако он уже заявил, что в качестве кандидата на пост градоначальника будет встречаться с избирателями. Свои собрания с жителями столицы уже проводит основной соперник Собянина оппозиционер Алексей Навальный.

Руководитель департамента региональных программ Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов уверен, что решение Собянина проводить встречи с избирателями – это, с одной стороны, выход, если врио мэра откажется дебатировать. Но, с другой стороны, такой «формат донесения до населения своей программы», по мнению политолога, Собянину не подходит. «Одно дело, когда ходит человек, который из себя ничего не представляет, соискатель большого поста, не до конца интегрированный во власть, воспринимающийся как некая альтернатива, антагонист, новатор. Вот Навальному незазорно ходить по дворам, а если по дворовым встречам начнет ходить действующий мэр – это несолидно, он, наоборот, в глазах жителей будет выглядеть клоуном… Если Собянин начнет ходить по дворам, рейтинг свой он с вероятностью 99% не поднимет, а может еще и потерять», - сказал эксперт «Клубу Регионов».

По мнению Иванова, чтобы сделать избирательную кампанию более эффективной, Собянину стоит работать непосредственно со своим «главным электоратом - это бюджетники, жители спальных районов, врачи, учителя, менеджериат, силовики и т.д.». «Он должен презентовать различные инициативы, направленные на улучшение их жизни, раздавать им какие-то подарки, давать гарантии... По две-три инициативы в неделю. Он не молодой пацан, чтобы бесконечно скакать по встречам. Он действующий мэр, у него полно работы. Нечего его как дрессированного медведя водить по дворам», - полагает Иванов.

Дебаты с соперниками и встречи с избирателями - это два разных инструмента политической борьбы, отмечает политтехнолог Дмитрий Гусев. «Встречи – это технология убеждения граждан. Задача дебатов – внести элемент соревновательности, конкуренции, шоу во всю политическую кампанию. От того, кто побеждает на дебатах, зависит мнение тех, кто голосует. На дебатах можно ярко представить себя, а можно и проиграть, выступив неудачно», - пояснил Гусев «Клубу Регионов». По его мнению, Собянину участвовать в дебатах невыгодно, т.к. «он на голову выше всех остальных кандидатов»: «Ему не о чем говорить с ними, это люди, которые по-разному видят проблемы. Поэтому Собянин всячески от них отбрыкивается, а остальным, наоборот, выгодно затянуть его в дебаты, потому что, участвуя в дебатах с Собяниным, они наращивают свой рейтинг».

Что касается встреч с избирателями, Гусев полагает, что Собянину они нужны скорее как формальность, поскольку агитационный эффект от них будет минимальным. Зато для Навального «это один из немногих инструментов, которые дают ему результат, потому что Навальный - начинающий политик, малоизвестный». Гусев называет избирательную кампанию Собянина вполне эффективной: «Кампания Собянина основана на четырех темах: тема легитимации выборов – победить так, чтобы вся страна признала выборы законными. Вторая тема – борьба с нелегальными мигрантами. Третья – так называемая дорожная - тема борьбы с пробками, строительство дорожных развязок и т.д. И четвертая – туристическая – Москва, комфортная для горожан. Во всех этих темах Собянин достаточно убедителен». За оставшееся до выборов время у Собянина будут еще инициативы, наподобие помощи другим кандидатам в прохождении муниципального фильтра, отмены открепительных и увеличения числа КОИБов, уверен политтехнолог.

Если сравнивать предвыборные кампании Собянина и Навального, то врио мэра, по мнению политолога Александра Кынева, находится в положении «не инициирующего, а отвечающего» на действия информационного лидера Навального. «Команда Навального ведет себя довольно профессионально. Именно она в этой кампании создает информационный фон. Остальные ведут себя в зависимости от того, что делает Навальный», - сказал Кынев «Клубу Регионов». По словам эксперта, штаб Собянина ведет «исключительно косвенную агитацию», освещая текущую деятельность градоначальника. «Это попытка вбрасывать какие-то информационные поводы, которыми пытались сбить информационную повестку. Но реально говорить, что у Собянина какая-то интересная кампания, – это преувеличение. Она очень шаблонная», - считает политолог. Встречи с избирателями частично могут внести разнообразие в кампанию врио мэра, но это тоже будет «попытка отвечать на информационную кампанию конкурентов»: «Подозреваю, что это будет нечто постановочное. Все эти примеры общения Собянина с москвичами в виде эфиров – все это, честно говоря, выглядит как плохо поставленный спектакль… Собянин не умеет работать в этом ритме, в этом амплуа. Это однозначно не его формат».

Вместе с тем политолог подчеркивает, что есть тема, «которая в этой кампании еще никак не прозвучала, хотя могла бы сыграть на руку Собянину»: «Это тема расширения, некой коалиции. Москвой правит бюрократическая элита, есть политические партии, есть городская общественность. Публичное приглашение в свою команду представителей городской общественности с однозначной репутацией людей, имеющих свою точку зрения, представляющих политическую оппозицию, не псевдообщественников, а действительно людей, которые имеют оппозиционную репутацию, – это то, что могло бы имидж власти, на мой взгляд, улучшить. Т.е. показать, что власть готова вносить в свою работу элементы коалиционности. Это могло бы быть свежим элементом. Это было бы нечто очень непривычное для наших выборов».