События и комментарии экспертов фонда

  |  30 июля, 2013   |   Читать на сайте издания

Нельзя выдать количество за качество

Виталий Иванов

Закончилось выдвижение кандидатов на региональных и муниципальных выборах. Кандидатов выдвинули 53 партии из 54, имеющих право участвовать в выборах. Сейчас идет этап регистрации, в ходе которого проводится неизбежный отсев. Пока до конца неясно, сколько именно кандидатов и списков зарегистрируют. Но уже очевидно, что у избирателей будет в целом более разнообразный выбор, чем в прошлом году.


Разумеется, наибольший интерес вызывают губернаторские кампании. Глав регионов у нас не избирали восемь лет. Нынешние выборы – лишь вторые после принятия соответствующего закона. К тому же в числе избирающих субъектов Федерации оказались Москва и Московская область – системообразующие регионы.


Эти выборы отличаются от прошлогодних. Те проводились «с колес». У претендентов было очень мало времени для подготовки. Закон, восстанавливающий выборы, приняли в мае, он вступил в силу 1 июня. До единого дня голосования (14 октября) оставалось всего четыре с небольшим месяца. Что, естественно, сказалось и на количестве кандидатов, и на их кампаниях. Это раз. Второе – «Единая Россия» в этот раз проявила особую заинтересованность в легитимности выборов и их результатов в Москве и Московской области и, следовательно, в повышенной конкурентности. И в этой связи помогла ряду претендентов собрать необходимые для поддержки выдвижения подписи муниципальных глав и депутатов.


У нас любят цифры. Год назад в пяти областях – Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской – партиями совокупно были выдвинуты 32 кандидата. 22 из них прошли регистрацию и смогли начать агитацию. Пятеро, правда, затем по разным причинам снялись. Таким образом, из 32 до финиша дошли лишь 17. Немногим более половины.


Парламентские партии тогда выдвинули кандидатов повсеместно. Точнее, почти повсеместно: КПРФ и «Справедливая Россия» уклонились от участия в белгородской кампании. Кандидаты этих партий не прошли регистрацию в Новгородской области, эсэра также не зарегистрировали в Брянской области. Все трое не собрали необходимого количества подписей. В Рязанской области эсэр отказался от борьбы (и сбора подписей за себя), поддержав выдвиженца «Патриотов России». Брянский элдэпээровец был зарегистрирован, но снял свою кандидатуру, заключив альянс с губернатором-единороссом. После этого у парламентских партий осталось 13 кандидатов.


Малые партии – старые («Патриоты России», «Правое дело» и «Яблоко») и новые – совокупно выдвинули 14 кандидатов. Шестеро не прошли регистрацию, из восьми прошедших четверо снялись. В итоге малые партии представляли всего четыре кандидата.
На нынешних выборах картина уже несколько другая.


Изначально в восьми субъектах Федерации (Хакасия, Забайкальский и Хабаровский края, Владимирская, Магаданская, Московская области, Чукотка и Москва) были заявлены 94 кандидата. Из них 41 – в Москве. Соответственно на остальные семь регионов приходилось 53 кандидата.


Столичный закон предусмотрел самовыдвижение, и правом на него воспользовались 29 человек, включая действующего мэра Сергея Собянина. «Самоходам» требуется собирать подписи как муниципалов, так и избирателей. Регистрация кандидатов в Москве уже завершилась. И из всех самовыдвиженцев зарегистрирован только Сергей Семенович. Подавляющее большинство «самоходов», насколько можно судить, не собирались всерьез участвовать в выборах. Многие даже не приступали к сбору подписей. Чуть пошумели-попиарились и пропали.


Партийных кандидатов в Москве выдвинули 12, из них собрали подписи и были зарегистрированы пятеро. Трое – от парламентских партий («Единая Россия», разумеется, поддерживает Собянина), двое от малых партий. Всего за пост мэра теперь борются шесть кандидатов.


В прочих регионах регистрация еще идет. Парламентские партии в этот раз выдвинули кандидатов опять же не везде. Про Москву уже сказано. В Забайкальском крае «Единая Россия» заключила пакт со «Справедливой Россией» о поддержке бывшего члена думской фракции последней Константина Ильковского (беспартийного). Эсэры, в свою очередь, не участвуют в выборах во Владимирской области. Всего «парламентская четверка» номинировала 29 кандидатов. Несколько из них благополучно зарегистрированы. Остальные, как ожидается, получат кандидатские удостоверения в ближайшие дни. Единственным исключением будет чукотский кандидат КПРФ Владимир Кретов. Он не собрал подписи и уже получил отказ. То есть если в прошлом году муниципальный фильтр не преодолели трое кандидатов из 18, то на этот раз из 29 зарегистрируют 28.


От малых партий выдвинуты 36 кандидатов. Кто-то также зарегистрирован и приступил к агитации. (Достаточно привести пример Алексея Навального, получившего возможность баллотироваться благодаря единороссам.) Кто-то выбыл. Кандидату «Гражданской платформы» в Забайкальском крае отказано в регистрации – часть сданных им подписей, как выяснилось при проверке, принадлежит людям, не являющимся главами и депутатами (!) и т.п. Не собрал ни одной подписи выдвиженец «Патриотов России» в Магаданской области. Он, кстати, и не пытался это делать. Увы, этот случай не единственный. В общем же можно вполне уверенно прогнозировать, что будут зарегистрированы не менее 10 кандидатов малых партий. Вполне достойное представительство. Но их могло бы быть больше, если бы партии и кандидаты вели себя более ответственно.


Муниципальный фильтр не стал (и с самого начала не был) непреодолимым препятствием ни для парламентских партий, ни для малых. Те, кто действительно хочет его преодолеть, кто подходит к сбору подписей со всей необходимой тщательностью, кто способен при необходимости договариваться с муниципалами из других партий, независимыми депутатами, с регистрацией проблем не имеют. А отдельным неудачникам, как теперь заведено, даже могут помочь...


На парламентских выборах дело обстоит еще «красочнее». В Смоленской области кандидатов выдвинули 24 партии, в Калмыкии, Бурятии и Кемеровской области – 23, в Иркутской области – 22. В прошлом году, напомню, говорили «много», когда в выборах участвовали 8–10 партий. Та же «цветущая сложность» и на муниципальных выборах. В Екатеринбурге на мандаты депутатов городской Думы претендуют 28 партий и 15 выдвинули своих кандидатов на пост главы города. Во Владивостоке в мэры баллотируются выдвиженцы 11 партий и т.д.


Опять же не все списки и не всех кандидатов зарегистрируют. Так, к сожалению, часты случаи, когда партийцы из-за неопытности или небрежности сдают в комиссии неполные пакеты документов или не сдают вообще ничего, то есть пропадают. (Последнее даже не знаешь, как комментировать.) Однако большая часть, по-видимому, избиркомовское сито пройдет.


Нельзя не приветствовать ликвидацию многолетней монополии «думской четверки». Хотя нынешнее партийное изобилие мне представляется явно избыточным. Само по себе увеличение числа кандидатов не означает автоматического повышения конкурентности. Нельзя выдать количество за качество. Но, с другой стороны, все же чем больше партий участвуют в выборах, чем больше кандидатов они выдвигают, тем больше опыта набираются, тем ярче и насыщеннее становятся избирательные кампании и политическая жизнь в целом. А это расширяет пространство для конкуренции и в конечном счете способно привести к повышению конкурентности.


Предлагаю в дальнейшем исходить из следующего. Во-первых, политическая система изменилась. Это факт. Сложно теперь утверждать, что выбор избирателей жестко ограничивается и из-за этого возникают проблемы с легитимностью власти. К тому же, похоже, на выборах 2014 года партийное предложение еще увеличится. Во-вторых, политические реформы, как, впрочем, и все прочие, – это улица с двусторонним движением. Власть создала необходимые условия для расширения пространства конкуренции. Партиям и тем, кто собирается учреждать партии, думским профессионалам и уличным «трибунам» нужно пользоваться ими правильно, чтобы не дискредитировать реформы.