События и комментарии экспертов фонда

  |  25 июля, 2013   |   Читать на сайте издания

«Раскинуть Сети»

Станислав Апетьян, эксперт Фонда развития гражданского общества

У нас очень любят говорить про противостояние блогосферы и интернет-СМИ и даже регулярно меряются размером народной любви (свежий ВЦИОМ говорит о том, что традиционным СМИ доверяют 56%, а блогам – лишь 8%).

Несколько соображений по итогам круглого стола в Совете Федерации, посвященного проблемам региональных СМИ и блогов в регионах.

1. Почему-то никто до сих пор даже не попытался построить модель информационного интернет-покрытия того или иного региона. Условно говоря, сколько крупных информационных ресурсов может в себя вместить область Х и на какую среднюю посещаемость эти ресурсы могут рассчитывать? Наличие подобной модели, пусть даже весьма приблизительной, вполне могло бы помочь некоторым крупным холдингам, которые сейчас нацелены на региональную экспансию.

Некоторые факторы для построения такой модели известны: численность населения, глубина проникновения интернета и уровень доходов населения. Продолжая, сюда же можно включить определенные параметры экономического развития, которые сказываются на возможности монетизации контента.

По личному опыту, на территорию с населением <300 тыс. человек приходится один крупный региональный ресурс, на территорию 300–500 тыс. – два, 500–1000 тыс. – три, выше – четыре-пять.

2. У нас очень любят говорить про противостояние блогосферы и интернет-СМИ и даже регулярно меряются размером народной любви (свежий ВЦИОМ говорит о том, что традиционным СМИ доверяют 56%, а блогам – лишь 8%). Тем не менее, никто не исследует зависимость уровня развития блогосферы от уровня развития интернет-СМИ в рамках отдельно взятого региона. Мой личный опыт и наблюдения подсказывают, что зависимость эта скорее обратная: если в регионе хорошо развиты интернет-СМИ, то блогосфера обычно выглядит довольно слабо – у местных пользователей просто меньше стимула искать информацию в неких альтернативных источниках, если они ее могут найти и без них. Но вообще эту гипотезу еще нужно проверить цифрами, благо инструменты для этого существуют.

3. Ашот Габрелянов поднял тему, связанную с недостаточным уровнем технического развития широкополосного интернета в удаленных регионах страны. В Москве, Питере и городах-миллионниках мы про это почти не вспоминаем, считая более неактуальным, но на Дальнем Востоке, да и не только на нем, проблема все еще стоит очень остро: не во всех населенных пунктах есть нормальный скоростной интернет, не везде им нормально охвачен частный сектор, и уж тем более не везде этот интернет является доступным для массового пользователя. Все это по понятным причинам несколько портит жизнь экспансии интернет-СМИ в отдельно взятых населенных пунктах.

4. Региональным интернет-СМИ, блогосфере и статусу регионов в целом уделяют внимание не только федеральные медиахолдинги, но и политические институты, что совершенно нормально и, как ни странно, благотворно. Вообще, политическая воля на протяжении всех последних лет активно стимулировала развитие всего этого сегмента – тут можно вспомнить и поход Медведева в блоги, и различные учебные курсы для губернаторов со стороны администрации президента, и многое другое. Остается надеяться, что не самые продуманные законодательные инициативы в области регулирования интернета эту тенденцию не развернут.

5. В России очень мало данных по структуре медиапотребления граждан как в области интернета, так и, в меньшей степени, в традиционных СМИ. А ведь это базовые вопросы, необходимые для запуска крупных интернет-проектов: Как ведут себя в интернете подростки из крупных городов? А рабочие из села? А женщины в декрете? Где и как они ищут информацию? Какую? Есть ли вообще те категории, в структуру интернет-потребления можно влезть? (ответ – да, есть). У нас постепенно появляются ответы в среднем по больнице – так, российские интернет-пользователи проводят в интернете около 100 минут в день, но информативность подобных ответов не особо высока и не позволяет говорить о каких-либо тенденциях.

Тем не менее, некоторые тенденции очевидны и без этого: российский интернет стремительно стареет, в Сеть приходят люди пенсионного возраста, а люди среднего возраста, уже подключенные к Сети, сами приходят в пенсионный возраст. А производство интернет-контента по инерции все еще направлено в основном на молодежь городов-миллионников. Именно этот дисбаланс во многом и является причиной роста посещаемости сайтов различных газет и радиостанций, чьи бренды привычны и близки старшему поколению.

Кстати говоря, на эту тенденцию я бы советовал обратить внимание тех, кто раздумывает над запуском региональных информационных интернет-ресурсов.