Кризис меняет губернаторов местами
Прокремлевский Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) выпустил восьмой рейтинг эффективности губернаторов. Главным событием рейтинга стал выход главы Калининградской области из группы аутсайдеров: вместо него в группу «смертников» попал губернатор Еврейской автономной области. Сменился и лидер рейтинга: его возглавил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.
В период кризиса на позиции глав регионов в таблице во многом влияют экономическая и финансовая политика, пишут авторы исследования в пояснительной записке. В ФоРГО приводят данные январских социологических исследований ФОМа и ВЦИОМа: 62% граждан считают, в стране наступил экономический кризис, 23% выделили экономику как наиболее проблемную сферу для страны.
Позиции помимо прочего зависят от претензий силовиков и общественников к региональным властям, проблем, связанных с коррупцией и конфликтом интересов. Еще один значимый сегодня фактор — расточительность руководства регионов в новогодние праздники.
Другой момент, затрагивающий социальное самочувствие населения нынешней зимой, — проблема пассажирских пригородных перевозок. В начале года многие регионы потрясли сообщения о значительном сокращении электричек из-за задолженности регионов перед РЖД.
Губернаторы традиционно разделены на четыре группы, от аутсайдеров-«смертников» до уверенных лидеров, которые, по мнению экспертов, успешно справляются с региональными проблемами.
Цуканов выбыл из группы «смертников»
Самое значимое событие — выход из «группы смерти» губернатора Калининградской области Николая Цуканова (78-е место, конец третьей группы).
Ранее два источника, близкие к администрации президента, сообщили «Газете.Ru», что шансы получить благословение Кремля на участие в губернаторских выборах у Цуканова высоки. Это же подтвердил изданию еще один федеральный чиновник.
«По поводу шансов на второй срок вообще не люблю комментировать, наше исследование отражает ситуацию в регионах. А то, что у него есть небольшая позитивная динамика, связано с тем, что критика была учтена, была проявлена определенная гибкость в решении проблем регионов, — говорит Константин Костин, глава Фонда развития гражданского общества и экс-начальник управления внутренней политики президента. — Но насчет тенденции к росту — посмотрим».
Новым аутсайдером в четвертой группе стал губернатор Еврейской автономной области Александр Винников (минус 8, 82-я позиция). ФоРГО указывает на коррупционный скандал: 5 февраля досрочно прекратились полномочия главы Ленинского района ЕАО Сергея Лаврука, обвиненного во взяточничестве. Также околокремлевские эксперты указывают на проблемы в коммуникации между властью и населением и высокий уровень бюджетной задолженности.
Ранее источники «Газеты.Ru» скептически отзывались о перспективах Винникова, у которого в этом году истекают полномочия, получить разрешение баллотироваться на новый срок.
«Я бы добавил в «группу смерти» главу Карелии Александра Худилайнена, — говорит руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. — С точки зрения отсутствия достижений, показателей социально-экономического развития, отношения с элитами, населением он явно заслуживает быть в четвертой группе».
По словам политолога, «самый интересный вопрос в четвертой группе — кто из них в этом году уйдет в отставку; пока в этом ключе можно говорить только о Винникове».
Впервые сменился лидер
Впервые за год существования рейтинга произошла смена лидера: первое место при небольшом отрыве от остальных занял губернатор Калужской области Анатолий Артамонов (+1), сменивший на пьедестале главу Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина. Последнего, по словам авторов рейтинга, подвело слишком частое использование VIP-чартеров, о чем сообщал ОНФ.
Заметно усилил позиции глава Башкирии Рустэм Хамитов (плюс 5, переход на 22-е место в первую группу рейтинга). Фонд отметил успешный переход «Башнефти» под контроль государства, в результате которого республика получила часть акций компании.
Существенно потерял в рейтинге (минус 9, на 23-е место, самый конец первой группы) глава Краснодарского края Александр Ткачев. 4 февраля в Краснодаре был арестован вице-губернатор Вадим Лукьянов, подозреваемый в превышении должностных полномочий, и бывший вице-губернатор края Александр Иванов. Оба курировали вопросы ТЭКа и коммунального хозяйства.
Укрепился губернатор Тюменской области Владимир Якушев (4-е место, плюс 4). Его позиции усилила новая система выдвижения губернаторов в регионах «тюменской матрешки», когда партии предлагают кандидатов на пост глав автономий (ХМАО и ЯНАО) не напрямую президенту, а главе материнского региона, а тот — президенту. При этом в позициях потерял глава Кемеровской области Аман Тулеев (минус 3, 8–9-я позиция) из-за нарастающей в регионе неопределенности в развитии добывающих и перерабатывающих предприятий.
Во второй группе серьезно усилился губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко (плюс 11). Область стала регионом-донором, которой и в кризис не грозит секвестр бюджета.
Фонд фиксирует ухудшение результатов губернатора Псковской области Андрея Турчака (минус 6, 29–32-е место) и руководителя Орловской области Вадима Потомского (минус 3, 59–60-е место). Псковская область оказалась в центре скандала с отменой электричек, а Потомского критиковал ОНФ за нескромное поведение чиновников обладминистрации.
«Вице-губернатор Орловской области Александр Рявкин не мог сдержать свою радость по поводу пребывания в Карловых Варах. Это демонстративное потребление.
И этот фактор широко обсуждался прессой и многими общественными организациями, — комментирует Костин. — Здесь человек не просто в период кризиса находится за границей. Он еще размещает в социальных сетях, понятно, что это вызывает раздражение. На семинаре для губернаторов (от администрации президента) говорилось, что чиновники не должны барствовать».
Из третьей во вторую группу перешел глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев (плюс 3, 48–50-е место). В этом случае фонд отметил успешный контроль цен на социально значимые товары.
Резюмируя, Костин предрекает, что следующий рейтинг станет рейтингом антикризисной эффективности:
«Пока граждане только говорят, что кризис есть, но пока не особенно оценивают действия власти. Должно пройти несколько месяцев, прежде чем они оценят реальную покупательную способность и то, как власть решает вопросы. Пока мы просто зафиксировали статус-кво на начало года».