СМИ об исследованиях

  |  10 февраля, 2015   |   Читать на сайте издания

Кризисная нескромность

Фонд развития гражданского общества, возглавляемый экс-руководителем управления президента по внутренней политике Константином Костиным, представил первый в этом году выпуск рейтинга эффективности губернаторов. Среди факторов, которые влияют на место регионального лидера в рейтинге, эксперты называют результативность экономической и финансовой политики в субъекте Федерации, претензии правоохранительных органов к региональным властям, связанные с коррупцией и конфликтом интересов, факты «расточительства и личной нескромности» регионального руководства, социальные проблемы (например, отмена пригородных поездов).

Впервые за восемь выпусков в рейтинге сменился лидер: возглавлявший группу с самыми высокими показателями (свыше 75 баллов по 100-балльной шкале) губернатор Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Кобылкин опустился на вторую строчку, уступив первое место калужскому коллеге Анатолию Артамонову. Эксперты связали эту рокировку с расследованием Общероссийского народного фронта (ОНФ), активисты которого установили, что Кобылкин слишком часто использует в своих интересах VIP-чартеры. Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта пояснил «Ведомостям», что ямало-ненецкий губернатор никак не отреагировал на запрос ОНФ и не счел нужным объяснить ситуацию: «Он мог бы донести свою позицию через СМИ, как это сделал, например, тюменский губернатор Владимир Якушев (в нынешнем рейтинге он укрепил свои позиции, поднявшись на четвертую строчку. Ведомости ), после нашего расследования он пообещал отменить лишние траты». Ухудшение результатов псковского губернатора Андрея Турчака (опустился на шесть позиций) и руководителя Орловской области Вадима Потомского (минус три позиции) эксперты связали с «нескромным личным поведением» чиновников из областных администраций, которое негативно повлияло и на рейтинги их начальников.

Лидером роста стал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, поднявшийся по сравнению с предыдущим выпуском рейтинга сразу на 11 позиций (см. график) и занявший четвертую строчку во второй группе губернаторов (с высоким рейтингом). Дрозденко, по словам Костина, смог укрепить экономические позиции области, которая стала регионом-донором и одним из немногих субъектов, которому не грозит секвестр бюджета. «В кризис это особенно важно», поясняет Костин.

Лидер падения губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, потерявший девять позиций и опустившийся на последнюю строчку в первой группе. Понижение его в рейтинге эксперты напрямую связали с арестом заместителя Ткачева Вадима Лукоянова, который был задержан по подозрению в коррупции. К этому добавилась высокая задолженность бюджета (75% по отношению к собственным доходам). «Здесь речь уже не просто о претензиях со стороны федерального центра, здесь уже включились компетентные органы», многозначительно замечает Костин.

Внимание экспертов привлек и новичок самой слабой, четвертой группы рейтинга, губернатор Еврейской автономной области Александр Винников (минус восемь позиций): в его регионе не прекращаются коррупционные скандалы, а коммуникация между властью и населением фактически не работает, считают они. На этом фоне заметно улучшил показатели башкирский лидер Рустэм Хамитов (плюс пять позиций во второй группе): как отметили авторы исследования, в результате перехода «Башнефти» под контроль государства республика получила часть акций компании и улучшила свои экономические показатели.

На первом месте среди факторов, влияющих на рейтинг, стоит экономика, резюмирует Костин, потом идут коррупция, расточительство и коммуникация власть общество. По последним социологическим опросам, 62% граждан считают, что в стране наступил экономический кризис, но показатели нынешнего рейтинга пока нельзя считать «антикризисными», оговаривается эксперт: «Пока граждане осознали, что кризис есть, исходя из личных ощущений. Но они еще не выставили оценок, прошло слишком мало времени. Через два месяца, к марту, станет понятно, что с ценами, что с покупательной способностью и усилиями властей, и тогда станет ясно, как справляются губернаторы в кризис».