| 04 февраля, 2015 | | | Читать на сайте издания |
В: Сегодняшняя дата - 70 лет Ялтинской конференции, когда в советском Крыму собрались лидеры трех держав: Сталин, Черчилль и Рузвельт. В нынешней ситуации - повод для особого прочтения. И наш сегодняшний гость - один из самых авторитетных специалистов в этом вопросе, историк и политолог Наталья Нарочницкая.
Наталья Алексеевна, спасибо, что пришли. Ну, вообще если обобщить все, что пишут и у нас, и на Западе, то оценки событий, ну, пожалуй, 70-летней давности две. Первая, это договоренности Ялты позволили миру относительно спокойно существовать, и сейчас нам нужна вторая Ялта. Ну, а вторая интерпретация такая, именно в Ялте были заложены те бомбы, которые взрываются и сегодня. Вот по вашей оценке, где правда?
НАТАЛИЯ НАРОЧНИЦКАЯ (ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ): Ну, на самом деле, такие извращающие сущность события и сущность самой Великой Отечественной войны и Второй мировой войны появились относительно недавно, если брать весь 70-летний период. Даже в период холодной войны, когда стороны в своих планах рассуждали о том, кто первый нападет и куда могут зайти войска, никогда не было ни отождествления нацизма и коммунизма, и никто никогда не подвергал сомнению в значимости Ялты, этого одного из крупнейших международных политических актов мировой истории и XX столетия. На самом деле, проистекает это по очень очевидной причине, поскольку идет передел мира после распада Советского Союза, и Запад, прежде всего США, воспользовались тем, что нарушилось соотношение сил, и решили подчинить весь мир, сделать его однополярным. И такая интерпретация, которая проявилась сразу в отождествлении нацизма и коммунизма, в попытках извратить роль и умалить сначала роль Советского Союза в освобождении мира от фашизма. Карта Европы стала зыбкой, как во времена тиранов. Слабые государства, оказались, живут только по милости сильных. Бомбы посыпались потом на Ирак под ложным предлогом, на Афганистан, Ливию, Сирию, и мы видим, как взорван мир, открыт ящик Пандоры и вырастает оттуда некий Франкенштейн, вот действительно монстр, который угрожает уже просто и христианской цивилизации. А ситуация сегодня напоминает, к сожалению, предвоенные годы, когда западные страны отказывались от сотрудничества с Советским Союзом, хотя именно всеобъемлющее соглашение с ультиматумом Гитлера могло бы все-таки обуздать его амбиции.
В: О том, что происходило 70 лет назад в Ливадийском дворце, мы можем судить по кадрам хроники. По ним, кстати, видно, что переговоры о Польше, например, Сталин провел стоя. А Рузвельт и Черчилль хотели кардинально изменить линию Керзона, сдвинуть границу на восток, но получили уступку только по Белостокскому району. Компромисс потребовался ото всех, и все на него пошли, иначе вряд ли бы удалось договориться и о будущем Германии, и о границах Польши и Югославии, о создании ООН, которую изначально Рузвельт предлагал для сдерживания Советского Союза. Вот, Наталья Алексеевна, как вам кажется, успех Ялты только ли в том, что советские войска были в 30 километрах от Берлина, и поэтому Рузвельт и Черчилль не спорили? Ведь для встречи они вообще сначала предлагали север Шотландии, но Сталин сказал, что ему не нравятся мужики в юбках и вреден туман, и все согласились.
НАТАЛИЯ НАРОЧНИЦКАЯ (ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ): Черчилль сдал Польшу вообще без особых сомнений. То, что касается Рузвельта, то тот прекрасно понимал, что Польша будет в орбите Советского Союза. Им важнее было гораздо убедить Советский Союз не пытаться получить позиции в Средиземном море, что потом проявилось на форумах послевоенного уже устройства. И вот это хорошо очень очевидно. И наша страна пошла на это, понимая, какой важный жизненный нерв, так сказать, проливы, Средиземноморье, Греции являются для Британии. И это было для наших союзников гораздо более важным. Поэтому здесь можно говорить только об очень точном, вдумчивом и ответственном соблюдении взаимных интересов. Пришлось какие-то свои интересы, так сказать, умерить амбиции, но, тем не менее, согласиться в главном. И в сложнейшей обстановке, испытывая ответственность перед будущим, пришли вот к такой конфигурации, которая все-таки позволила миру жить в стабильных границах, несмотря на все противоречия и разные кризисы, в течение 70 лет. Как без России можно выстроить некую архитектуру взаимоотношений США, Западной Европы, России и Китая растущего, будущего... будущей державы XXI века великой, то трудно только представить человеку в здравом уме.
В: Ну, и в завершение еще кадры хроники. Покидая Крым, Черчилль споткнулся на трапе. Через год он произнесет свою фултонскую речь, с которой начнется холодная война. Напомню, с 45-го в Соединенных Штатах новый президент Трумэн, а потом план возможной ядерной войны против Советского Союза. Ну, вот если совсем коротко, может быть, тезисно, учитывая и эти моменты тоже. В чем главный урок Ялты для сегодняшнего мира?
НАТАЛИЯ НАРОЧНИЦКАЯ (ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ): Урок Ялты заключается в том, что сильные игроки мировой истории, тем не менее, обязаны думать не только о том, что сегодня, завтра, а о том, что будет и послезавтра. Они должны прогнозировать развитие мира, мировой истории, цивилизации, государств на многие десятилетия вперед. И только тогда можно будет говорить, что заложенное сегодня будет служить нашим потомкам. И конечно, хотелось бы, чтобы такое отрезвление сменило вот ту антирусскую паранойю, которая сейчас посетила западную прессу и очень многие правительственные кабинеты.
В: Наталья Алексеевна, спасибо большое. Об уроках Ялтинской конференции мы говорили с историком, политологом Наталией Нарочницкой.