| 04 февраля, 2015 | | | Читать на сайте издания |
В: Ключевое событие, которое коренным образом изменило послевоенное устройство мира, ровно 70 лет назад в Крыму в режиме строжайшей секретности встретились Сталин, Черчилль, Рузвельт. Закрепление государственных границ в Европе, судьба военнопленных, создание Организации Объединенных наций. Сегодня о тех днях вспоминают участники международной конференции «Ялта 45-го», прошлое, настоящее, будущее. Кадры хроники и свидетельства очевидцев, взгляды сквозь годы в репортаже Виталия Кадченко.
КОР: Реконструкция событий 70-летней давности на Сакском аэродроме, недалеко от Евпатории на взлетной полосе играет оркестр Черноморского флота и выстроен почетный караул. В далеком 1945-м так встречали иностранных гостей, более 150 самолетов с интервалом в минуту заходили на посадку. Руслан Федорович, которому тогда было 14, вспоминает, что рев двигателей поначалу сильно испугал.
РУСЛАН ШКРЕБКО: Смотрю, летит 2 самолета таких, один за одним, вроде они недалеко. На одном корова нарисована, как сейчас помню желтым цветом такая на боку, на втором - солнце. И вокруг них истребители, наверное, штук 8-10, и заходят на аэродром. Думаю, сейчас налетят, сейчас такая, наверное, бомбежка начнется. А никто ж не знал, что конференция или еще что-то будет.
КОР: Кстати, мир узнает о том, что в Ялте была историческая встреча лишь по ее завершению, а самолет с животным на фюзеляже был бортом американского президента. Си-54 или как его называли американские пилоты «священная корова» на таком же, только с кругом на корпусе прилетел глава английского правительства, Сталин, настоявший на проведении конференции именно на черноморском юге России, прибыл в Симферополь поездом еще 1 февраля, но встречать гостей в Сааке не приехал. Рузвельт, объехав почетный караул на «Виллисе», отправился в Ялту, а Черчилль задержался на обед. До резиденции высоких гостей по горной дороге добирались целых 6 часов, и через каждые 50 метров по маршруту движения колонны стояли солдаты, прошедшие после фронта специальную подготовку. У пограничника Петра Николаевича была особая миссия. Его пост в первой линии от Ливадийского дворца.
ПЕТР ГРИЦЕНКО (ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ): Я наверху стоял, тут кусты, ну как не высовываться, когда сам Сталин вышел, подъехал к подъезду, вот, вышел, встал, а потом через минуту Черчилль за ним. Ну, я, значит, это самое, выглянул, и Черчилль в это время сюда посмотрел. И мы взглядами встретились с ним, и он прямо как-то аж оторопел от внезапности.
КОР: В бывшей царской резиденции проходили основные встречи. В Ливадии для удобства тяжелобольного Рузвельта разместилась делегация США. Из московских гостиниц «Националь» и «Савой» доставили мебель. Переговоры в Ливадии, как правило, начинались после обеда. Члены делегации проходили через эти двери. Сталин приезжал из Юсуповского дворца первым и успевал минут 10, пока Черчилль не приедет из Воронцовского, переговорить со своим американским коллегой Рузвельтом. Судьба послевоенного мира, установление границ, возвращение советских военнопленных и репатриантов, вступление СССР в войну с Японией, рождение ООН обсуждались за этим круглым столом, на этом же месте, 70 лет спустя открылась международная конференция «Ялта-45». Прошлое, настоящее и будущее, по мнению экспертов и правозащитников из России и стран Европейского Союза, на наших глазах происходит фальсификация исторических фактов. Не так давно украинский премьер Арсений Яценюк в эфире немецкого телеканала заявил, что Советский Союз напал на Германию и Украину.
КОР: Эти слова шокировали даже европейских зрителей, которым давно и упорно пытаются навязать свое видение истории.
КАРЛ-ХАЙНЦ ВЕНДТ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕСТВА ПО ЗАЩИТЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА /ГЕРМАНИЯ/): У нас на Западе, в Германии они все сделают для того, чтоб искажать то, что было, историю и говорят, например, сегодня, что действительно самый главный вклад в освобождении от фашизма это был ... и украинцами, так. Это, конечно, нельзя.
КОР: В то же время глава польского МИДа в эфире радиостанции рассказал слушателям, что Освенцим освобождали не советские войска, а исключительно украинские солдаты. Недавно была издана книга профессора Вроцлавского университета Багуслава Пазя «Неизвестный геноцид» о злодеяниях украинской повстанческой армии против поляков, после чего его отстранили от работы и даже открыли уголовное дело за антиукраинские высказывания в социальных сетях.
АДАМ СМЕК (ЗАВЕДУЮЩИЙ БИБЛИОТЕКОЙ ЛУИЗИАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА /ПОЛЬША/): Польский народ понес огромные потери: от рук украинских националистов УУН и УПА погибло по разным оценкам от 120 до 200 человек. Те, кто сейчас является сторонниками этих идей, говорят, что организации УУН и УПА не были осуждены после второй мировой войны. И поэтому имеют право с политической сцены пропагандировать подобную идеологию, а это недопустимо.
КОР: Участники научного форума призывают не забывать уроки второй мировой. Сегодня как никогда необходим диалог между Россией, США и Европейским союзом.
НАТАЛИЯ НАРОЧНИЦКАЯ (ПОЛИТОЛОГ, ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ): Задача сегодняшнего поколения - вспомнить об этих итогах, вспомнить, как опасно играть с хрупкостью мира, тогда вызовом была гитлеровская агрессия и идеология построения одного мира. Сегодня разве меньше вызовов? Чем больше здравомыслящих и ответственных политиков поймут это, тем скорее мы приостановим те опасные тенденции, которые мы сейчас наблюдаем и перейдем уже к стадии опять выработки условий прочного, взаимоуважительного, стабильного мира.
КОР: Крымская конференция 45-го стала второй и последней встречей «большой тройки» в доядерную эпоху и одной из последних, на которой лидеры страны с разными политическими взглядами были способны найти общий язык. В ..., если понадобиться, снова готовы принимать высоких гостей для достижения мира.
Виталий Кадченко, Сергей Титенко и Павел Силин. «Первый канал», Крым.