События и комментарии экспертов фонда

  |  18 июля, 2013   |   Читать на сайте издания

Невыгодно ни Собянину, ни Кремлю, но...

Пять лет общего режима - такой приговор в отношении Алексея Навального огласил кировский суд. Навального и Офицерова, который получил четыре года, уже разместили в камерах СИЗО №2, а сторонники осужденных устраивают стихийные митинги с лозунгами о политическом заказе и несправедливом суде. В штабе Навального открыто заявили, что теперь не будут держать себя в рамках, в том числе, закона.

 

Приговор Алексею Навальному и Петру Офицерову судья Сергей Блинов зачитывал больше трех часов. Суд признал все доказательства обвинения обоснованными, а вину подсудимых полностью доказанной. Все время, пока Блинов читал, Навальный не вылезал из «Твитера» комментируя каждую фразу. Опустить смартфон оппозиционера заставили лишь финальные слова Блинова: приговорить Навального Алексея Анатольевича к пяти годам лишения свободы, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в колонии общего режима. Кроме того, суд счел, что подсудимые должны заплатить штрафы и назначил их обоим. Судя по лицам осужденных, реальное лишение свободы стало для них неожиданностью. Если вспомнить пламенную речь Навальнго, которую он произнес на предпоследнем заседании суда в качестве последнего слова, такого развития событий «борец с режимом» явно не предвидел. Последняя «весточка на волю» от Навального была передана, опять же, через «Твиттер»: «Вы тут не скучайте без меня....», - успел написать осужденный перед тем, как конвой забрал личные вещи.

 

Возле здания суда сторонники организовали стихийный митинг, а потом двинулись вслед за автозаком. У СИЗО также был организован незаконный сход с яркими лозунгами. Как и предполагалось, заявления не отличались оригинальностью: несправедливый суд, политический заказ, сфабрикованное дело. Упертость в лозунгах не пропадает несмотря на то, что дело квалифицировалось по довольно серьезной статье Уголовного кодекса, а выводы и доказательства следствия были признаны судом. Видимо, для сторонников Навального оказывается проще орать на площадях, чем оспаривать решение в установленном законом порядке и доказать таки невиновность. Коли, уж действительно невиновен.

«Разговоры сторонников Навального про купленный приговор и продажный суд велись бы после абсолютно любого приговора: с лишением свободы или без него», - считает председатель Фонда развития гражданского общества Константин Костин. «Сейчас приговор еще не вступил в законную силу и говорить о нем пока не очень корректно. Защита Навального будет его обжаловать и только когда кассационная инстанция примет свое решение и оно вступит в силу, можно будет что-то обсуждать. В любом случае, споры о правосудности решения и о действительности доказательств должны вестись не на улицах и площадях, а в суде, в установленном законом порядке. И спорить должны лишь защита и обвинения, также в рамках законодательства».

 

За несколько дней до приговора многие гадали: снимут ли Навального с предвыборной гонки за кресло столичного градоначальника, если приговор будет условным. Однако после решения суда о реальном сроке, предвыборный штаб Навального отстранил его от выборов. Глава штаба Леонид Волков заявил, что «это не выборы и нет никакого смысла в них участвовать». По словам Волкова это решение «было согласованно с кандидатом». Почему Навальный перестал верить в мэрские выборы на которые сам и шел, Волков так и не пояснил.

 

Оппозиция готовится выйти на улицы по всей стране. Манежная площадь в Москве станет местом «мирного схода», участники которого сами не представляют что именно хотят делать и зачем решили собраться. Сторонники осужденных видимо и вправду не хотят понимать очевидного: говоря о заказе властей и даже лично Сергея Собянина, который, якобы, испугался сильного конкурента, никому не приходит в голову, что с точки зрения политтехнологий, суд вынес самое невыгодное решение. И не только для Навального, но и для самих властей. Если вдуматься и принять очевидное, то это как нельзя лучше доказывает, что приговор основывался не на «кремлевских интригах», заказах и большой политики, а на том, что черным по белому напечатано в Уголовном кодексе.

 

«Приговор Алексею Навальному показывает, в первую очередь, независимость российской судебной системы от власти», - считаетруководитель департамента политических исследований ФоРГО Андрей Кочетков. «Илья Пономарёв поделился мнением: думал, мол, что власть пустит Навального на выборы. Это - признак архаичности мышления. Времена в стране давно уже другие, и судье Блинову нет дела до того, что на носу выборы, на мнения чиновников и политологов по этому поводу. У него свой взгляд - строго через призму закона. Виноват - в тюрьму! Это и есть настоящее правовое государство.

 

Удивил и сам Навальный. В СМИ сообщается, со ссылкой на его штаб, о намерении снять свою кандидатуру с выборов. Это явно преждевременно - и с правовой, и с политической точек зрения. Навальный остаётся кандидатом, пока приговор не вступит в законную силу. А это, с учётом готовящегося обжалования, может наступить ещё очень не скоро. Имидж «сидельца» вполне мог бы сыграть на повышение рейтинга Навального. Однако вместо здравого анализа ситуации мы видим истерику. Если Навальный имел бы реальные шансы на победу, он бы себя так не вёл. Не предавал бы своих избирателей. Боролся бы до конца, как настоящий боец и ответственный политик. Но, видимо, это - не тот случай».

 

Антон Фролов