| 04 февраля, 2015 | | | Читать на сайте издания |
В: Сегодня в Крыму стартовала новая конференция «Ялта 1945. Прошлое, настоящее и будущее». Десятки иностранных гостей, но солидарности и компромиссов, как это было в 45-м ни следа. Вместо этого споры и попытки переписать историю с одной стороны и волна возмущений с другой. Все мнения выслушал Александр Самохвалов.
КОР: Ливадийский дворец практически не изменился. Похожей, по словам очевидцев, была и погода. Ровно 70 лет назад, 4 февраля, здесь, в Ливадии, Ялте Сталин, Рузвельт и Черчилль на долгие годы вперед определили, каким будет мир после войны. Величайший компромисс - Ялта 45-го. После нее впервые прозвучала аббревиатура ООН с правом вето входящих в Совет Безопасности стран. Ну, а сегодня спустя 7 десятилетий перед миром стоят новые угрозы и вызовы. И найти им компромисс будет уже не так легко. Конференция «Ялта 1945-го, прошлое, настоящее и будущее». Полторы сотни делегатов, почти половина из которых приехали из-за границы. Но гораздо больше попросту не решились, хотя доклады и были готовы заранее.
НАТАЛИЯ НАРОЧНИЦКАЯ (ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ): Любые, кто выступает против вот, постмодернистской воинствующей идеологии европейской элиты, которая направлена против своей же национальной идентичности, своих же чисто европейских, христианских ценностей, немедленно наклеивается язык каких-то правых или каких-то экстремистов. В Соединенных Штатах в серьезных университетах профессора тоже получают звонки из Государственного департамента, который советует настоятельно не принимать приглашения от России, не ездить туда.
КОР: Диалог все же состоялся. Например, французы рассказали о своих учебниках истории, где всего 2 строчки про Курскую битву и целая глава про высадку союзников в Нормандии. А от делегации из Польши здесь узнали о том давлении и об уже успешных попытках политиков переписать историю на новый лад. Недавний и яркий пример - заявление министра иностранных дел Польши о том, что лагерь Аушвиц освободили украинские солдаты.
АДАМ СМЕХ (ЗАВЕДУЮЩИЙ БИБЛИОТЕКОЙ ЛОДЗИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПОЛЬШЕ): Хорошо известно, что не было деления по национальностям, лагерь освобождала Советская Армия, а нашим политикам стоит больше думать и меньше говорить, так думают рядовые поляки, если честно, я опасаюсь выхода вашего сюжета, многие мои коллеги ученые имеют ряд проблем из-за своей позиции.
КОР: Прежде всего, Адам Смех имеет в виду ректора Вроцлавского университета профессора Богуслава Пазя, его отстранили и проверяют правоохранительные органы за книгу о зверствах украинских националистов во время войны. Она так и называется «Правда историческая и правда политическая». Скоро она будет представлена и в России. Впрочем, для современной Польши, правда политическая оказывается важнее истории, красноречивой иллюстрацией стали новые памятники под Бродами и в Варшаве.
ВЛАДИМИР ВОРОНЦОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕСТВА ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ УКРАИНСКИХ НЕОНАЦИСТОВ): На памятнике написано: «340 поляков, которые погибли». То есть они погибли непонятно: то ли там это ДТП, то ли это что-то еще, да, то есть написано от рук кого погибли, кто их убил, то есть, ну как бы технически мы знаем, что...там УПА, особенно «Галичина» дивизия, и так далее, или там в Варшаве открыт памятник, то есть не пишут.
КОР: Составляя в 45-м фактически дорожную карту мирной жизни, никто не мог предположить, что задела хватит на десятилетия. Возможно, именно сейчас миру нужна новая Ялта, ведь эти стены старого Ливадийского дворца однажды уже помогли найти компромисс.
Александр Самохвалов, Игнат Бугаев. «РЕН ТВ». Ялта. Крым.