| 04 февраля, 2015 | | | Читать на сайте издания |
70 лет назад в Крыму в условиях строжайшей секретности состоялось событие, которое предопределило судьбу послевоенного мира - легендарная «Ялтинская встреча»: Сталин, Рузвельт, Черчилль. Закрепление государственных границ, судьба военнопленных, рождение ООН... Значение тех переговоров переоценить невозможно.
Сегодня, спустя десятилетия, о них вспоминают участники конференции «Ялта 1945: прошлое, настоящее, будущее». Ее открыли в том самом Ливадийском дворце, где и прошла встреча «Большой тройки». Историки общественные деятели, политики рассуждают о том, какие уроки должен извлечь мир из событий 70-летней давности.
В небольшом поселке Саки под Евпаторией, не так давно освобожденном от фашистов, рев десятков двигателей в небе вызывал панический страх. Руслану Федоровичу тогда было всего 14 лет.
«Смотрю, летит самолет, 2 самолета таких, один за одним. На одном корова нарисована, как сейчас помню, желтым цветом на боку, на втором - солнце, и вокруг них истребители, наверное штук 8-10, и заходят на аэродром. Думаю сейчас такая бомбежка начнется, никто ж не знал, что конференция или что-то будет», - вспоминает Руслан Шкребко.
Мир узнает о том, что в Ялте была историческая встреча, лишь по ее завершению. А самолет с животным на фюзеляже был бортом американского президента - Си-54 или, как ее называли американские пилоты, «священная корова». На таком же, только с кругом на корпусе, прилетел глава английского правительства. Сталин, настоявший на проведении конференции именно на черноморском юге России, прибыл в Симферополь поездом еще 1 февраля. Но встречать гостей не приехал.
3 февраля 1945-го в Крыму лежал снег. Несмотря на это аэродром в Саках принял более 150 бортов с иностранными делегациями. В 12:15 приземлился самолет Рузвельта. Следом прибыл Черчилль. Выйдя из самолета, премьер-министр Великобритании прошел вдоль строя солдат и заглянул каждому в глаза. Рузвельт, объехав почетный караул на «Виллисе», отправился в Ялту. Черчилль задержался на обед.
До резиденций высоких гостей по горной дороге добирались целых 6 часов. И через каждые 50 метров по маршруту движения колонны стояли солдаты, прошедшие после фронта специальную подготовку.
«Надо было стоять по стойке смирно и отдавать честь по-ефрейторски: раз вот так, раз и провожаешь, проехал раз, раз и нам перчатки шерстяные выдали, так от этих перчаток, пока дергали, одни клочья остались», - вспоминает ветеран Великой отечественной войны Петр Грищенко.
Вопросам безопасности уделялось особое внимание, ведь полуостров был освобожден от фашистов менее года назад, поэтому здесь были собраны 4 пехотных полка, зенитные батареи, 160 истребителей, в море - десятки кораблей и подводных лодок. У пограничника Петра Николаевича была особая миссия. Его пост в первой линии от Ливадийского дворца.
«Я наверху стоял, там кусты, ну как не высовываться, когда сам Сталин вышел. Черчилль в это время сюда посмотрел, и мы взглядами встретились с ним, он прямо оторопел от внезапности. И он даже или улыбнулся, или махнул, я сразу так, думаю, еще попадет», - рассказал ветеран Великой отечественной войны Петр Грищенко.
В бывшей царской резиденции проходили основные встречи. Из московских гостиниц «Националь» и «Савой» доставили мебель. Круглый стол, за которым решалась судьба послевоенного мира: установление границ, возвращение советских военнопленных и репатриантов, вступление СССР в войну с Японией, рождение ООН, собирали на месте. В перерывах конференции, на которой были заложены основы мира на следующие полвека, переговорщики выходили в итальянский дворик. Здесь были сняты знаменитые кадры «Большой тройки».
Союзники остались довольны приемом в Ялте. Крымская конференция стала второй и последней встречей «Большой тройки» в доядерную эпоху и одной из последних, на которых лидеры стран с разным политическим устройством были способны найти общий язык.