События и комментарии экспертов фонда

  |  16 июля, 2013   |   Читать на сайте издания

«Губернаторы, мэры очень напряженно относятся к результатам этих исследований»

Администрация президента по-новому смотрит на регионы: теперь помимо стандартных исследований общественного мнения Кремль заказывает эмоциональные фокус-группы и отдельно замеряет настроения в Интернете. Для команды Вячеслава Володина активист из facebook — «зараженный таракан», разносящий свои идеи в реальной жизни. Его контакты уже посчитаны, и весь вопрос, как власть остановит распространение негативной для себя информации. А реакция будет: социсследования остаются для федерального руководства одним из немногих источников информации о настроениях в огромной стране, управляемой маленькой командой. Как Кремль понимает, что за тысячи километров от него случилась беда, почему меняются технологии, кто включил Екатеринбург в список особых городов, и чем это грозит нам, а также советы от первых социологов страны — в материале " URA.Ru«.

Социологическая разведка Кремля активизировала свою работу перед осенними выборами: регионы разделили на категории «А» и «Б». Из так называемой «Большой тройки», работающей на Администрацию президента: ВЦИОМ, ФОМ, ФСО, первым отдано предпочтение: именно на закрытые опросы ВЦИОМ с их политическими замерами сейчас ориентируется региональная элита и воспринимает их как сигнал из Кремля. Плюс отдельная служба управления внутренней политики АП ведет совершенно новые социологические исследования эффективности региональной власти: по мониторингу социальных сетей определяется настроение населения по отношению к своему губернатору, мэру, лидерам общественного мнения, актуальной повестки.

Как рассказывают источники «URA.Ru» , близкие в Кремлю, к результатам этих новых методик первый заместитель администрации президента Вячеслав Володин относится трепетнее всего. «Хотя технологии еще сырые, но тут важен принципиально иной подход: в любом областном центре существует социальная активность — те, люди которые оказывают влияние на градус настроения в обществе. И вот их оценка деятельности региональной власти важнее, чем мнение дяди Васи, которого если бы не спросил социолог, он бы никогда и не вспомнил о существовании губернатора, даже если он получает от него, губернатора, зарплату» — рассказывает собеседник «URA.Ru».

В категорию «А», то есть под пристальный мониторинг Кремля, попали те регионы, в которых осенью будут проходить выборы губернаторов, мэров столиц и депутатов региональных Законодательных собраний. Поэтому Свердловская область также стала объектом «слежки» Большого брата. Как удалось выяснить «URA.Ru», с нового года в этих «стратегических» регионах ВЦИОМ через каждый месяц проводит линейные опросы по заказу АП.

 Перечень вопросов на всех территориях стандартный: «Знаете ли вы, что в вашем регионе проходят выборы?», «Довольны ли вы единым днем голосования?», «Одобряете — не одобряете деятельность президента, правительства, губернатора, мэра?». «Губернаторы, мэры очень напряженно относятся к результатам этих исследований. Потому что на сегодняшний день даже безотносительно выборов — это единственные очевидные знаки от Кремля, которые можно более или менее достоверно трактовать. Можно обсуждать репрезентативность исследования и прочее, но факт в том, что сейчас это единая шкала, на которую ориентируется вся элита на местах. Они могу проводить свои вопросы, многочисленные институты публиковать рейтинги губернаторов: всерьез на данный момент воспринимаются только эти закрытые данные. На прошлых выборах такими социологическими замерами занимался ФОМ. Но сейчас у Фонда немного другие задачи», — объясняет наш источник.

При этом, как рассказывает «URA.Ru» социолог, работавший в регионах на таких исследованиях, как с ФОМом, так и с ВЦИОМ, с «Левадой» — везде одна и та же проблема. «Все федеральные социологические агентства работают на территориях на базе социологических кафедр в местных институтах. А они часто достаточно слабые, и это, конечно, сказывается на результатах». По его словам, сейчас стало модным проводить в регионах психологические экспресс-анализы. «Это когда формируются фокус-группы, и путем образно-эмоциональных исследований специалисты пытаются понять мотивы того или иного отношения к местной власти. Могут использоваться ассоциативные рисунки, показываться фильмы — то есть проводится достаточно такой сложный мультимедийный комплекс», — рассказывает он. Но, по его информации, такие глубокие исследования проводятся, прежде всего, в сложных, депрессивных регионах.

А вот новая методика мониторинга социальных сетей, по словам наших источников, применяется сейчас почти в каждом регионе категории «A». «Эта активность определяется математическими факторами: заходы- цитируемость-уникальные посетители, — рассказывает один из экспертов подобных исследований. — Мы исходим из того, что в Интернет заходят люди социально активные. Есть такое негласное определение „зараженный таракан“, пользователь, который, проникнувшись сетевыми настроениями, переносит эти позиции, идеологию в офлайн и распространяет их условно между бабушками на лавочке. Мы даже вычислили примерный коэффициент таких „тараканов“. И то, сколько человек он сможет „заразить“. То есть при отработке методики такие исследования могут давать серьезный репрезентативный результат». На вопрос, можно ли отследить этих пользователей, собеседник не без иронии заметил: «IP адреса есть не только у Сноудена в Шереметьево».

Директор ФОМ Александр Ослон также считает, что бурное развитие исследований в Интернете обязательно приведет к формированию более устойчивых и обоснованных методов социологических замеров: «Несомненно, будущее за исследованиями в Сети. Это в США происходит гораздо интенсивнее и началось чуть раньше, чем у нас. И там наряду со старыми методами уже на всю катушку используются интернет-опросы по методикам, которые у нас в России плохо знают. Сейчас это довольно сложная работа проводить исследования в Интернете и гарантировать, что выводы такие же, как будто бы опрашивали все население», — поясняет он.

 На наш вопрос, поступают ли «Фонду общественного мнения», по прежнему, специальные заказы от власти, Александр Ослон отвечает утвердительно: «Мы на заказ выполняем работы и для банков, и для крупных компаний, для органов госуправления, для федеральной власти, а также для регионов: в том числе мы проводили масштабные исследования по Екатеринбургу и Свердловской области при прошлом губернаторе. Все открытые наши исследования — у нас на сайте, все, что закрыто: наши клиенты. Работаем мы день и ночь».

Также Александр Ослон пояснил, что сейчас Кремль при мониторинге отношения населения к местной власти ориентируется на данные не только ведущих социологических центров, но и на ряд других источников: «Было время, когда я твердо мог ответить, что Кремль ориентируется на наши исследования. И тогда я сказал бы так: наша информация является компонентой, составной частью общей системы оценки. Но сегодня и Белый дом, и Старая площадь — Кремль используют все возможные источники информации. В том числе и наши опросы, опросы наших коллег и не только ВЦИОМ. А дальше они на своей кухне как-то их складывают, перевзвешивают, интерпретируют, выходят на ранжирование регионов: это лучше, этот хуже. То, что называется рейтингами.

Так что у них много источников информации, статистической и социологической. И этот механизм получения обобщенных показателей известен только им. В конце 90-х мы были единственной компанией, которая делала, как машина, как фабрика опросов, регулярные замеры самых разных параметров, в том числе отношения населения в регионах. В начале 2000-х годов мы открыли свою технологию, она очень известна и называется Гео-рейтинг (Кремль до сих пор учитывает эти данные — прим. автора): тогда мы опрашивали порядка 65 регионов по 500 человек. Сейчас это делается в 80 регионах по 500-800 человек выборка. Вот это все, как работало, так и работает. Но за это время выросли и другие компании: ВЦИОМ, который проводит масштабные работы. Есть еще другие, которые, может быть, не так часто, но зато глубже, тоже занимаются социологическими исследованиями. Рынок значительно вырос», — рассказывает он.

С вопросом о новых методиках в социальных исследованиях при оценке эффективности деятельности губернаторов «URA.Ru» обратилось к руководителю Экспертного совета Фонда развития гражданского общества, председателю правления ВЦИОМ Леониду Давыдову, но он заявил, что руководителям регионов при всей важности рейтингов лучше просто активнее доводить результаты своей работы до населения: «Я не имею в виду пиар и замыливание проблем. Со стороны губернаторов нужна реальная презентация собственных достижений и неудач перед населением, потому что неудачи это тоже совершенно нормальный процесс. То есть региональная власть, местная власть, она должна быть в диалоге со своими гражданами, и чем дольше она будет в этом диалоге, тем она больше будет защищена и выше в рейтинге любых исследованиях».

 

Айсель Герейханова © «URA.Ru»