| 05 февраля, 2015 | | | Читать на сайте издания |
В Крыму стартовала двухдневная Международная научная конференция «Ялта 1945: прошлое, настоящее, будущее», посвященная 70-летию Ялтинской встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании. Проходит она в стенах Ливадийского дворца, где в 1945 году Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин обсуждали вопросы мирного обустройства и раздела Германии.
В работе форума участвуют более 150 российских и зарубежных политологов, экспертов и журналистов. Мероприятие началось с приветствия президента Владимира Путина, которое зачитал его постпред в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев. «После Ялтинской и Потсдамской конференций, Нюрнбергского процесса казалось, что идеология и преступная практика нацизма полностью изобличены и повержены, — говорится в приветствии. — Однако, к сожалению, недавние события говорят об обратном. На наших глазах разворачивается кампания по пересмотру итогов Второй мировой войны, преуменьшается вклад Красной Армии в великую победу».
Председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин отметил в своем выступлении, что современный мир «хрупок» и стоит «на пороге глобальных изменений». «Никто не может чувствовать себя в безопасности», — сказал он. Костин выразил надежду, что удастся найти точки соприкосновения «без переписывания и фальсификации истории, свидетелями чего мы становимся в последнее время».
Президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Наталья Нарочницкая напомнила о том, что одним из важных итогов Ялтинской конференции 1945 года стало создание Организации Объединенных Наций. Она отметила, что в уставе ООН нет ни слова про демократию. По мнению Нарочницкой, это означает, что не может быть стран-изгоев, что страны с исламской, индуистской, православной или иной культурой абсолютно равны перед международным правом. «Сегодня мы видим полное попрание этого принципа многоцветия человеческой цивилизации и почти троцкистскую доктрину по деформации мира, перекодированную в либеральные клише», — отметила эксперт.
В настоящее время перед миром стоят другие вызовы, «которые невозможно побороть просто военными действиями», считает Наталья Нарочницкая. «Это и мировой терроризм, который родился, среди прочего, еще и как ответ на вызов глобального управления всеми и вся, это огромные демографические и цивилизационные изменения, которые перестраивают мир, — перечисляла она. — Экономический динамизм переместился в Азию. Несдерживаемые миграционные потоки уже сотрясают западные сообщества, которые, отказываясь от своей идентичности, теряют импульс к продолжению себя в мировой истории. Будет борьба за ресурсы, за пресную воду и так далее. И вряд ли эти вызовы можно преодолеть и найти ответы на них без международного сотрудничества, ответственного за будущее наших поколений».
Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт и Иосиф Сталин перед началом одного из заседаний Ялтинской конференции. Фотохроника ТАСС
В своем выступлении Нарочницкая также затронула тему угрозы нового глобального военного конфликта. Многие участники конференции обсуждали такую возможность и выражали надежду на сохранение мира. «Мир сегодня напоминает последние годы перед Второй мировой войной, когда отказ найти совокупное, совместное решение для того, чтобы остановить потенциально идущую уже гитлеровскую агрессию, привел к такой агрессии, итогом которой стала Ялта, — сказала Нарочницкая. — Сегодня мы тоже видим отказ от сотрудничества, попытку использовать все сложности, конфликты, чудовищные разные мнения в качестве инструмента давления на Россию. То есть, потирая руки, наши партнеры рукоплещут всем трудностям».
Президент Международной ассоциации Фондов мира, экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов также отметил утрату доверия между странами. «Великие державы пока ограничиваются экономическими оплеухами, однако угроза масштабного военного конфликта нарастает», — отметил он. По словам Карпова, обезопасить от возникновения такого конфликта могло бы стать устранение экономических противоречий. «Говорят, что мы паникеры. Нет, мы ответственные люди. Надо действовать, и действовать немедленно», — отметил он.
Профессор Кембриджского университета Джон Локленд, в свою очередь, сказал, что многие западные комментаторы склоняются к тому, что «единственный выход из сложившейся ситуации — это война». Он также добавил, что устав ООН нарушался после окончания «холодной войны», в том числе и Соединенными Штатами. Так, Локленд напомнил, что операция Запада по свержению режима Муаммара Каддафи в Ливии не была санкционирована Советом Безопасности ООН.
Председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов отметил, что в 1945 году на Ялтинской конференции закладывались принципы, которые должны были помочь избежать крупных военных столкновений на ближайшие 50 лет. В качестве такого механизма и была предложена ООН. По его словам, современный мир гораздо более многополярен, появились такие союзы, как БРИКС, и формат «большой двадцатки». «Я уверен, сейчас невозможно создать новую систему, которая была бы альтернативой ООН», — сказал Никонов. Что касается возможности нового военного конфликта, то, по мнению Никонова, такая угроза существовала всегда. «На ядерные державы не нападают», — заметил законодатель.
Французский политолог Ксавье Моро обратил внимание на то, что обостряют ситуацию люди, которые «поддерживают неонацистские структуры», в том числе и неонацисты на Украине. По его мнению, необходимо организовать новую структуру безопасности на базе России и Франции. Политолог также отметил, что многие европейские страны, за исключением Польши и Прибалтики, не видят для себя перспектив в рамках Евросоюза.
Заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО Оксана Гаман-Голутвина процитировала философа истории Освальда Шпенглера, у которого после Первой мировой войны журналисты брали интервью. Они спросили его, возможна ли вторая мировая война. Шпенглер ответил, что возможна через 20 лет, «потому, что к этому времени уже вырастет поколение, которое не знает ничего о Первой мировой». Ялтинская конференция послужила установлению мира уже на 70 лет. По мнению Гаман-Голутвиной, Европа уже превратилась в «театр военных действий», но борьба ведется «за историю». «Бои за историю призваны решить конкретные социально-экономические проблемы», — пояснила она.