События и комментарии экспертов фонда

  |  05 февраля, 2015   |   Читать на сайте издания

Ялтинскую конференцию признали неповторимой

В Крыму, в Ливадийском дворце, вчера начала работу конференция "Ялта-1945: прошлое, настоящее, будущее". Российские политики, ученые-историки и иностранные гости из числа друзей России мечтали о "новой Ялте", но в большей степени "хоронили" старое мироустройство и говорили о войне, причем не в историческом аспекте. Камнем преткновения в отношениях бывших союзников была названа Украина.

Как и 70 лет назад, вчера главы стран антигитлеровской коалиции — Сталин, Рузвельт и Черчилль — встретились в Ливадийском парке на скамье над морем, теперь уже вылитые из бронзы. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин сегодня приедет торжественно открыть памятник "большой тройке" лидеров СССР, США и Великобритании, которые закрепили новое мироустройство по итогам Второй мировой войны и, по выражению главы фонда исторической перспективы Натальи Нарочницкой, стали творцами момента, который является "частью национальной российской идентичности".

Участники конференции разделились на два лагеря. Одни считают, что в условиях нового мироустройства договоренности между несколькими мировыми лидерами, подобные ялтинским, невозможны, другие — что они невозможны без нового глобального конфликта. Профессор Сорбонны и Кембриджского университета Джон Локленд (Великобритания) заявил журналистам, что договоренности февраля 1945 года подверглись полной ревизии и более не являются актуальными. Говоря о нынешнем противостоянии бывших союзников во Второй мировой войне — России и США, он назвал камнем преткновения конфликт вокруг Украины. "Западные комментаторы, в том числе из Евросоюза и США, все чаще в своих заявлениях склоняются к тому, что единственный выход из этой геополитической ситуации — это война",— сказал он.

Глава думского комитета по образованию Вячеслав Никонов напомнил, что Нобелевский комитет ведет своеобразный отсчет угрозы войны с использованием ядерного оружия и на символических часах в настоящее время установлена крайне высокая степень угрозы — без трех минут полночь. "Угроза войны существует всегда. Были страшный период Корейской войны, Карибский кризис, но хуже, пожалуй, не было",— признал он. Впрочем, отвечая на вопрос, возможно ли разрастание войны на Украине, депутат отметил, что "ядерное оружие — мощный сдерживающий фактор для глобальных игроков, на ядерные державы не нападают". За час до этого внук министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, готовившего в 1945 году Ялтинскую конференцию, рассказывал в кулуарах о неформальных воспоминаниях деда — о нехватке ванных комнат и туалетов для иностранных делегаций в 1945 году, из-за чего изрядно пострадал Ливадийский парк.

Многие выступающие констатировали, что никакие мировые лидеры не смогут "сообразить на троих" новое мироустройство. Господин Никонов называет такие договоренности невозможными "в условиях многополярного мира". Руководитель факультета политологии и международных отношений Кентского университета (Великобритания) Ричард Саква говорил о крене мировой политики в сторону "ньюатлантизма, в котором Европе отводится роль лишь одного из его элементов", а "Россия в этой системе изгой". Французский политолог Моро Ксавье заявил, что в нынешнем противостоянии между мировыми державами договоренности возможны, только если диалог с Россией будет вести Европа в лице Франции и из него будут исключены США и Канада.

Надежда на "новую Ялту" еще теплится у организаторов форума. Как сказал глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин, конференция должна продемонстрировать, что "дух Ялты" — это дух международного сотрудничества, преодоления стереотипов, готовности к компромиссам ради достижения общих целей и общее понимание исторических событий ХХ века. И в этом смысле обращение Владимира Путина к участникам конференции (зачитал его полпред президента в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев) читается шире — как обращение к международным "партнерам". В нем президент отмечает, что "несмотря на политические расхождения" руководители СССР, США и Великобритании смогли "правильно расставить акценты", "подняться над личными амбициями и прийти к взаимному согласию" в интересах установления всеобщей безопасности. Но самым оптимистичным выглядел гость из Франции — Жан-Пьер Арриньон, почетный профессор Университета Артуа и Высшей школы социальных наук, который заявил, что не прочь обсудить воспитательное значение Ялтинской конференции, приехав в Крым и в день ее 100-летия.

Ирина Нагорных, Ялта
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2660780