| 11 июля, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Анастасия Голицина
Фонд Vox Populi изучил базу активных пользователей социальных сетей «В контакте» и Twitter в России. Полученные им данные позволяют выделить ядро активных пользователей, формирующих информационные потоки в сети, говорится в сообщении фонда. Согласно этим данным, активная аудитория «В контакте» в мае — июне 2013 г. составила 12,4 млн пользователей, а Twitter — 1,75 млн. Данные традиционных измерений в разы больше. TNS оценила ежемесячную активную аудиторию «В контакте» за май примерно в 52 млн пользователей, а аудиторию Twitter в России — в 12 млн.
Под активной аудиторией Vox Populi подразумевает не тех, кто хотя бы раз в месяц зашел в соцсеть (как поступают TNS и comScore), а лишь тех пользователей, которые хотя бы раз за отчетный период написали в социальной сети публичное (открытое для всех) сообщение. «Нас интересовала не вся аудитория социальных сетей, а лишь те люди, которые формируют информационный поток, — объяснил “Ведомостям” исполнительный директорVox Populi Кирилл Родин. — Поэтому мы не учитывали тех, кто использует соцсети как своего рода внешний жесткий диск и слушает там музыку и смотрит фильмы».
Если верить данным Vox Populi, больше всего активных пользователей «В контакте» в Москве (более 2 млн), Петербурге (1,152 млн) и Свердловской области (0,44 млн). А удельный вес ее активных пользователей оказался наибольшим в Петербурге: 22,9% жителей города написали в мае — июне 2013 г. хотя бы по одному сообщению. В случае с Twitter картина похожая, гласит исследование: самыми активными пользователями признаны москвичи, петербуржцы и жители Свердловской области.
Сама «В контакте» не ведет статистику по внешней активности пользователей — в частности, не учитывает количество сообщений, опубликованных ими в открытом доступе. Самые популярные разделы социальной сети — фотографии и личные сообщения, объясняет представитель «В контакте» Георгий Лобушкин: их количество в конце мая превысило 1 млрд в сутки. Тем не менее данные Vox Populi он считает странными. В мае и июне 2013 г. в «В контакте» каждый день заходило по 7,5 млн москвичей, вряд ли они могли написать всего 2 млн публичных сообщений, удивляется Лобушкин.
Родин из Vox Populi говорит, что данные по аудитории были получены не в результате опросов, а из системы мониторинга социальных сетей, разработанной компанией Palitrum Lab. Обрабатывалась эта информация с помощью методики Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) — партнера Vox Populi. Родин считает данные «довольно точными»: например, весной 2013 г. система предсказала итоги президентских выборов в Венесуэле с точностью до 0,5%. Фонд выбрал «В контакте» и Twitter, поскольку эти сети отдают свои данные сторонним сервисам в наиболее удобной форме, объясняет Родин. Но до конца года Vox Populi планирует изучить аудиторию и других сетей — Facebook, «Одноклассники», «Мой мир».
Используя систему мониторинга социальных сетей, можно получить абсолютные цифры по количеству оставленных сообщений и аудитории, говорит эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян. Но сервисы статистики вроде Liveinternet.ru справляются с такой задачей лучше, думает он. Кроме того, остается вопрос, что именно считать активностью в социальной сети, продолжает Апетьян: например, стоит ли учитывать ретвиты или комментарии. Данные Vox Populi по активной аудитории Twitter более или менее адекватны: пользователей, которые хотя бы раз что-то написали или ретвитнули за месяц — около 1,5 млн, но 0,5-0,7 млн из них — спам-боты (роботы), оценивает управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. А вот аудиторию «В контакте» он считает скорее заниженной: в этой сети 20-25 млн активных пользователей в месяц.