События и комментарии экспертов фонда

  |  29 декабря, 2014   |   Читать на сайте издания

Год великого надлома

 

Уходящий год стал одним из самых драматичных в новейшей истории России: присоединение Крыма, западные санкции, целый ряд запретительных законов, обвал на валютном рынке. «Газета.Ru» попросила политологов и историков представить себя в роли авторов будущего учебника отечественной истории и написать свой вариант главы, посвященной 2014 году.

Возвращение Крыма было воспринято как восстановление исторической справедливости

Константин Костин, председатель правления Фонда развития гражданского общества:
Главным событием 2014 года, имевшим самые серьезные последствия для России и всего мира, стало возвращение Крыма в состав РФ. Оно стало следствием госпереворота на Украине, которым завершился начинавшийся как мирная акция протеста «евромайдан» в Киеве, и результатом референдума в Крыму и Севастополе, на котором жители этих территорий высказались за независимость и вхождение в состав России.

После этого по инициативе США и Евросоюза ряд западных стран ввели санкции против России.

Несмотря на то что эти решения нарушали устав ООН и целый ряд международных соглашений, санкции несколько раз ужесточались, а глобальные медиа навязывали жестко антироссийскую интерпретацию событий.

Это послужило поводом для разговора о новом миропорядке. Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что необходимы «новые Хельсинки», на которых бы заново был перезаключен договор о новых правилах сосуществования членов международного сообщества на основе принципов взаимного уважения и равноправия.

В России возвращение Крыма было воспринято как восстановление исторической справедливости. Это создало предпосылки для явления, которое эксперты назвали «крымским консенсусом». Он характеризовался патриотическим подъемом и уверенностью россиян, что власть действует в интересах всех граждан. Его главными чертами стали высочайший уровень консолидации общества и поддержки президента, достигавшей в пике 85%.

Крымский консенсус стал прологом нового общественного договора, в основе которого был принцип, что все политические силы — и те, кто находился в тот период у власти, и те, кто был в оппозиции, — должны действовать в интересах страны и быть ее патриотами вне зависимости от взглядов и идеологических предпочтений.