События и комментарии экспертов фонда

  |  28 июня, 2013   |   Читать на сайте издания

Утечки добрались до высших военных чинов США

Мария Горковская

Американские силовики все чаще подводят Обаму, совершая «информационное харакири»
 

В США набирают обороты скандалы, в центре которых оказываются правдоискатели, имеющие доступ к секретной информации. После нашумевших историй с военнослужащим Брэдли Мэннингом и экс-сотрудником ЦРУ Эдвардом Сноуденом расследование добралось и до высших чинов в силовых ведомствах. 63-летнего генерала морской пехоты в отставке, бывшего одним из руководителей Пентагона, Джеймса Картрайта подозревают в утечке данных о тайной кибератаке США на ядерные объекты Ирана.

В 2010 году компьютеры иранских ядерных предприятий подверглись нападению вируса Stuxnet. В результате из строя было выведено 20% центрифуг, которые использовались для обогащения урана. Тогда виновника найти так и не удалось, но Тегеран с самого начала подозревал израильские и американские спецслужбы.

В 2012 году газета The New York Times опубликовала репортаж, в котором сообщала, что именно США с подачи президента Джорджа Буша-младшего запустили некую программу «Олимпиада», целью которой было как раз нарушение работы иранских центрифуг. Она была продолжена и после избрания Барака Обамы. А заведовал ей Джеймс Картрайт, занимавший пост зампредседателя объединенного комитета начальников штабов США с 2007 по 2011 год.

Утечкой секретных данных об атаке на иранские ядерные объекты заинтересовалось ФБР. Вскоре расследование привело в минобороны и далее — к самому 63-летнему Картрайту.

— Здесь речь идет не о передаче секретной информации иностранным спецслужбам, а о выносе ее на суд общественности, — говорит президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер. — И значит, причины, которые побудили Картрайта к таким действиям, могут быть совершенно разными — от политической и социальной позиции до личной мести.

Не исключено, считает он, что в американском генералитете завелись свои идеалисты — Картрайт мог руководствоваться теми же мотивами, что и обнародовавший информацию об американской слежке за интернет-пользователями Сноуден или передавший WikiLeaks секретные военные документы Мэннинг.

В свою очередь, эксперт Фонда развития гражданского общества Максим Минаев провел параллель между случаем Картрайта и ситуацией с другим американским генералом — бывшим командующим Международными силами содействия безопасности в Афганистане Стэнли Маккристалом. Тот был сторонником более решительных боевых действий в регионе, однако оказался под жестким контролем со стороны администрации Обамы, не дававшей ему проводить рискованные операции, которые означали бы увеличение потерь и автоматически — понижение рейтинга президента. Конфликт привел к тому, что в 2010 году Маккристал дал большое интервью, в котором нелестно отозвался об Обаме и его администрации, а также выдал некоторые нюансы военных действий в Афганистане.

— И в случае Картрайта подобный сценарий вполне реален — расхождения между военными и гражданскими из Белого дома дают о себе знать, — считает Минаев.

При этом отставного генерала может ждать суровое наказание за нарушение режима секретности — вплоть до пожизненного заключения или даже смертной казни.

— Хотя любая уважающая себя страна и прорабатывает все виды нелетального оружия, чтобы без боя выводить из строя системы противника, информацию деликатного характера не любит раскрывать никто — ни обычный человек, ни сверхдержава, — пояснил Линдер.

Тем более что произошедшее может стать серьезным ударом лично по президенту и по правящей Демократической партии в целом.

— У соперников Обамы из Республиканской партии появляется новый козырь. Они с легкостью обвинят демократов из Белого дома в неспособности контролировать поведение военного истеблишмента, а лично президента назовут слабым организатором, который не способен наладить работу силовых ведомств и разведывательных служб, — считает Минаев. — Подобное «информационное харакири» генералов — явное тому подтверждение.

Тем временем скандал с интернет-слежкой, ранее касавшийся только зарубежных стран, уже перенесся и на американскую почву. Вашингтон признал, что более двух лет изучал электронную переписку граждан США. Это привело к масштабной кампании протеста — уже более 500 тыс. американцев подписались под петицией к конгрессу с требованием прекратить за ними слежку.