| 27 июня, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Мария Горковская
Верховный суд США признал нарушающим принцип равенства, а значит, неконституционным федеральный закон, который определяет брак как союз между мужчиной и женщиной. Таким образом, высший американский судебный орган впервые уравнял в правах гетеросексуальные и гомосексуальные пары. По словам экспертов, этот вердикт крайне важен не только для меньшинств, но и для Барака Обамы, чья администрация в последнее время оказалась в центре многочисленных скандалов. Теперь у американского президента, который ранее обещал бороться за права геев, есть победа хоть на каком-то направлении.
Дело, которое изучал Верховный суд, касалось иска 83-летней жительницы Нью-Йорка Эдит Виндзор. После смерти возлюбленной, с которой она состояла в зарегистрированном в 2007 году браке после более чем 40-летнего романа, ей было отказано в положенных льготах. В частности, Виндзор была вынуждена заплатить налог на наследство в $363 тыс., которого с супруга-мужчины никто не потребовал бы. Такие нормы были введены законом, подписанным в 1996 году президентом Клинтоном. По нему гомосексуальные пары были лишены ряда прав, включая освобождение от налогов, социальные льготы.
Теперь же судьи посчитали, что федеральный закон DOMA (Defense of Marriage Act) является дискриминационным, поскольку устанавливает явные преимущества для гетеросексуалов в ущерб гомосексуалистам.
Кстати, в тот же день Верховный суд подтвердил решение нижестоящей инстанции, которая разрешила однополые браки в Калифорнии. И хотя, согласно национальному законодательству, штаты самостоятельно решают этот деликатный вопрос, фактически это решение легализует гомосексуальные союзы в самом населенном штате Америки.
По мнению экспертов, решение высшего судебного органа стало победой не только секс-меньшинств, но и лагеря демократов и лично президента Барака Обамы.
— Важность данного постановления для Обамы определяется прежде всего тем, что права секс-меньшинств — его повестка, — сказал «Известиям» глава вашингтонского Центра глобальных интересов Николай Злобин.
Еще во время своей избирательной кампании глава государства обещал избирателям расширение прав гомосексуалистов. Обама первым из американских президентов публично выступил за легализацию однополых браков на всей территории США. Частично свои обещания он уже начал выполнять. Так, в 2011 году был отменен закон, согласно которому военным запрещалось распространяться о своей нетрадиционной ориентации, так называемый принцип Don't ask, don't tell (не спрашивай, не говори).
— Нынешнее решение Верховного суда имеет большое значение для Обамы и на фоне последних скандалов с прослушкой и нарушением президентской администрацией Конституции, — считает Злобин. — В первую очередь Верховный суд устанавливает равенство юридическое — право на семью, и граждане США это воспринимают как победу американского уважения к закону.
Это, по мнению эксперта, может несколько сгладить имиджевые потери, которые в последнее время несет администрация Обамы. Один скандал вокруг информации о том, что американские спецслужбы следили за телефонными переговорами и интернет-перепиской, чего стоит. Кстати, именно прослушка в 1974 году привела к отставке Ричарда Никсона.
Решение Верховного суда — это, к радости Обамы, еще и удар по его политическим противникам из Республиканской партии.
— Борьба с легализацией однополых браков наравне с запретом абортов, выступлениями против либерализации правил иммиграции и жесткого контроля за оружием — базовые принципы республиканцев, — говорит эксперт Фонда развития гражданского общества Максим Минаев. — С нынешним постановлением Верховного суда один из них пал.
По словам специалиста, это серьезное поражение Республиканской партии, которая и так до сих пор не оправилась после проигранных выборов 2008 и 2012 годов. Нынешняя ситуация может привести к тому, что и на следующих президентских выборах в 2016-м демократы смогут заручиться голосами не только представителей секс-меньшинств, но и большей части либерально настроенного населения.
Республиканцы же на этом фоне могут пока только одно: проводить консервативные инициативы в рамках верных им штатов. Так, 27 июня в их традиционной вотчине Техасе принят законопроект, запрещающий аборты после 20 недель беременности и сокращающий число практикующих эту деятельность клиник. В то же время шансов на то, что подобный документ будет принят на национальном уровне, нет, считает Минаев.