События и комментарии экспертов фонда

  |  22 декабря, 2014   |   Читать на сайте издания

Кокорин: губернатор, которому не повезло

Мнения опрошенных «Клубом Регионов» экспертов об итогах ста дней губернаторства Алексея Кокорина разделились. В то время как одни отмечают новый политический курс и положительные тенденции, друге увидели застой и отсутствие каких-либо намеков на изменения к лучшему.
 
14 февраля Алексей Кокорин, мэр Шадринска, второго по значимости города Курганской области, указом президента в статусе и. о. сменил на посту старожила региональной политики Олега Богомолова, правившего регионом 17 лет. Семь месяцев спустя Кокорин окончательно утвердился в губернаторском статусе. От нового руководителя наблюдатели ждали смены богомоловского курса и активных действий по выводу области из депрессии, в которой она пребывала несколько последних лет. Что за 100 дней удалось, а к чему еще нужно стремиться Кокорину – в комментариях экспертов.
 
Виктор Воденников, председатель исполкома Курганской территориальной организации профсоюза «Защита»: «Эти 100 дней и для страны-то были непростыми. А Курганская область в этом отношении еще более уязвима, чем любой другой регион. Производство у нас находится практически в упадке. Но в общем-то Кокорину здесь в вину поставить нечего. Вдобавок, в этом году у нас половина урожая погибла на полях. В общем, губернатору трудно пришлось. Поэтому пока сложно говорить о результатах Кокорина. Ему можно только посочувствовать, что он возглавил регион в такое неблагоприятное время.
 
Однако в плюс ему можно поставить формирование новой команды и нового правительства. Произошло практически 100-процентное обновление, что вселяет оптимизм. Но главное, почти полностью ушла команда предыдущего губернатора Олега Богомолова».
 
Василий Кислицын, первый секретарь обкома КПРФ, депутат облдумы: «Каких-то больших успехов у Кокорина пока нет. Но я считаю, что пока их и не может быть. Главное, чем все это время занимался губернатор, – это формирование команды и стратегии. Да и команда, которую он привел, еще только осваивается.
 
Кокорин заступил в очень тяжелый момент. Бюджет сегодня дефицитный, он очень затратный, а дотаций практически нет. Поэтому будет очень трудно. Сумеет ли Кокорин выстоять в такой ситуации, будет во многом зависеть от поддержки федерального центра».
 
Юрий Ярушин, депутат облдумы, руководитель фракции ЛДПР: «Желание изменений в лучшую сторону, в том числе и по смене власти, в Курганской области назревало давно. И с приходом Алексея Геннадьевича люди ждут глобальных изменений. Однако все должны понимать, что в дотационном регионе, ориентированном на сельское хозяйство, очень сложно что-то быстро изменить. Нужно все внимательно изучить и постепенно менять, что Кокорин и делает.
 
Основной вопрос, который волнует и промышленников, и сельхозтоваропроизводителей, – это рост цен на энергоресурсы. И Кокорин в этом плане начал проводить работу очень быстро и глубоко. Удастся это ему или нет – время покажет. Но, по крайней мере, определенные договоренности уже есть и есть послабления для бюджетных учреждений.
 
Второй момент – это привлечение инвестиций. Все прекрасно понимают, что регион очень сложный и инвесторов затянуть сюда очень сложно. Но, по крайней мере, Алексей Геннадьевич нашел с некоторыми инвесторам точки соприкосновения. Результаты этой работы будут видны после нового года.
 
В целом хочется сказать, что Кокорин избрался в сложное для всей мировой политики время. Поэтому, работа у Кокорина сложная, но на данный момент определенные улучшения и движение вперед есть. На инаугурации он сказал: «Я сделаю все возможное, чтобы вам не было за меня стыдно», Я думаю, что этот принцип он сохранит на весь срок своего губернаторства».
 
Габдулла Исакаев, правозащитник, председатель курганского областного общественного движения «За честные выборы»: «Кандидатуру Кокорина как таковую воспринимать сложно. Этот человек изначально проявил себя только в том, что ради набора очков загонял бюджетников в «Единую Россию», а во время предвыборной кампании пользовался такими же жульническими агитационными методами, как и его предшественники, например, распространял 250-тысячную газету, изданную за счет неизвестно какого бюджета. С самого начала было ясно, что ничего серьезного от него ждать не приходится. Ну и последним фактом, который показал, что это фигура, которую дергают за ниточки, стала история с энерготарифами, разбираться с которой он ездил к Путину в Москву. Ведь это катастрофа, когда под энергомафией лежит целый региона.
 
Последней каплей для нас, правозащитников, стало назначение Кокориным уполномоченным по правам человека чиновника, который вообще не имеет представления о том, что такое права человека (в ноябре региональным омбудсменом стал Геннадий Порохин, ранее руководивший областным Управлением по ветеринарному и фитосанитарному надзору. – Прим «КР».). А ведь мы очень долго добивались появления этой должности, но с нами даже не посоветовались. Мы для него просто не существуем. Для него нет ни правозащитников, ни гражданского общества. Для него существует только карманная общественная палата, куда он и его окружение посадили своих людей.
 
Кокорин идет по указанному пути и от него фактически ничего не зависит. По сравнению с эпохой Богомолова никаких изменений ни в одной принципиально важной сфере не произошло. Министров, насколько я видел, он ни разу по конкурсу не набирал, а просто перетасовал людей. Его кадровая колода тасуется по неизвестно каким соображениям, на должности ставятся приближенные люди. Это откровенный цирк, в котором нет места профессионализму и свободам, предписанным Конституцией».
 
Анатолий Гагарин, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, глава Уральского филиала Фонда развития гражданского общества: «Мне кажется, что Кокорин следует той программе, которая была обнародована им перед выборами, и делает это достаточно последовательно.
 
Некоторые шаги, связанные с экономией денежных средств, сокращением числа чиновников и разного рода льготных парашютов говорят о том, что Курганская область, затянув пояс, движется вперед. Замечу, сокращаются не социальные расходы. Это, я думаю, совершенно правильное начинание. Тем более что Кокорин был первым, а следом за ним сократил свою зарплату губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Я считаю, что это будет очень хороший тренд для чиновников. В этом смысле Кокорин стал руководителем, который без указания ОНФ сам делает ревизию своих структур и их бюджетов и ищет возможности для сокращения расходов. Видно, что Кокорин скрупулезно подходит к анализу ситуации, и слабые места своего бюджета, как и состояние дел вообще, знает очень хорошо.
 
Надо учитывать, что погодные условия в этом году не дали полностью собрать урожай, что нанесло серьезный ущерб бюджету региона. Хотя стоит сказать, что и сам губернатор, и его подчиненные самоотверженно боролись за урожай. Это говорит о том, что, несмотря на объективные складывающиеся в области ситуации, Кокорин выстраивает командный подход, когда все работают так, как губернатор. А он задает очень хороший пример.
 
Нужно также заметить, что Кокорин и его команда при минимуме средств очень достойно провели выборную кампанию. И надо сказать, что все опасения, сомнения, которые были у избирателей и региональных элит, Кокорин с командой сумели развеять. Это, мне кажется, можно назвать главным достижением Кокорина. Никаких разочарований и пессимизма в области не существует. Все понимают, что времена настали не самые лучшие, но также все видят, что существует определенный задел и запущенные инвестиционные проекты будут реализовываться».