«Пул губернаторов-досрочников определит их реакция на кризис»
Истеричные события последних недель смазали старт губернаторских кампаний и мечты о досрочных выборах. Теперь все 85 российских губернаторов на равных стоят перед главным вызовом 2015 года — финансовым кризисом. Весь год Фонд развития гражданского общества с филигранной точностью предсказывал отставки и победы руководителей регионов. В этот час главные трендсеттеры Кремля ставят точку в региональной политике — 2014. Встречайте итоговый рейтинг эффективности губернаторов за год. Как Екатеринбург обыграл Пермь, в чем ошибка Натальи Комаровой, каковы новая регалия Дмитрия Кобылкина и новые установки для лидеров 2015 года — в материале «URA.Ru».
Фонд развития гражданского общества представил годовой итог своей работы — рейтинг эффективности губернаторов за весь уходящий год. Составители считают его наиболее точным. Методика итогового исследования, говорит председатель правления ФоРГО Константин Костин, отличается от прежнего продукта фонда. Она основана на средневзвешенных показателях отдельно по каждому из пяти модулей рейтинга. Это результаты ранее недоступного для широких масс «Георейтинга» (опрос ФОМ) и экспертной оценки, данных Росстата, анализ показателей самочувствия населения, а также оценке сообщений СМИ.
Не будем томить читателей. Незыблема позиция победителя рейтинга — Дмитрия Кобылкина (97 баллов). Все шесть выпусков лидировал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа. По словам руководителя экспертного совета ФоРГО Леонида Давыдова, Кобылкин — эталон руководителя, в регионе которого нет конфликтов и крепка экономика. Что будет дальше — знаток региональной политики не прогнозирует, ограничиваясь фирменными словами: «Мы — только зеркало для губернаторов».
Это не единственная регалия для Кобылкина. Специально для итоговых рейтингов за год, передает «URA.Ru» Константин Костин, предлагается топ лидеров позитивной устойчивости. «Он отражает способность губернаторов сохранять высокие результаты на протяжении всего года», — говорится в пояснительной записке. В топе — вся тройка финалистов: Дмитрий Кобылкин (ЯНАО), Анатолий Артамонов (Калужская область), Рустем Минниханов (Татарстан) и Аман Тулеев (Кемеровская область). Последние, имея одинаковые баллы, поделили 3-4 места. Лидером роста за год стал Павел Коньков (Ивановская область), который за год усилился на 12 строчек: «Сыграл фактор выборов» (пояснительная записка), а лидером падения — Олег Ковалев (Рязанская область): «Эксперты выделяют критику со стороны структур гражданского общества».
Показатель его падения за год — 19 мест.
На шестом месте по итогу года оказался Владимир Якушев (92 балла) — при том, что такой высокой позиции он достигал лишь в одном из шести выпусков исследования ФоРГО, третьем, перед выборами. До и после этого позиции Якушева колебались незначительно — в пределах 8-10 мест.
Губернатор Челябинской области Борис Дубровский — на 22-25 местах (76 баллов). Он замыкает группу «Очень высокий рейтинг». Эксперты отмечают его успех на выборах и проведение открытых избирательных кампаний. Во второй половине года рост Дубровского остановился на 18-19 местах. Для сравнения: его предшественник Михаил Юревич, по оценкам экспертов, потенциально находился на 14 позиции на момент своей отставки.
27-29 места заработала губернатор ХМАО Наталья Комарова (74 балла). Ее история в рейтинге ФоРГО — хроника перманентного падения: с 21 до 38-39 позиции. В начале года Комарова вопреки рекомендациям администрации президента открыто посетила Олимпийские игры в Сочи. Рейтинг продолжил падать, когда руководитель округа ушла в отпуск во время предвыборной кампании губернатора Тюменской области (избирается одновременно в области и двух автономных округах), отмечал ранее глава ФоРГО Константин Костин. Сегодня Леонид Давыдов отмечает ухудшение социально-экономической обстановки в регионе. Тем не менее Наталья Владимировна стабильно находится в группе губернаторов с высокими рейтингами.
57-58 место в итоговом выпуске за 2014 год занял губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев (61 балл). Рейтинг главы Среднего Урала двигался по параболе. Упав на 13 пунктов, ровно в середине года он стабилизировался и затем вырос на семь баллов. В это время внимание экспертов было приковано к Куйвашеву. В пятом и шестом выпуске о нем говорили, как о губернаторе, формирующем внутриэлитный консенсус. «Движение пошло», — комментирует Леонид Давыдов. До высокого рейтинга Куйвашеву осталось набрать всего 4 балла.
На 71-73 месте — губернатор Курганской области Алексей Кокорин (55 баллов). Он появился только в третьем рейтинге, унаследовав сложный регион у Олега Богомолова (75 место). Весь год Кокорин рос, закрепившись на 70-й позиции. Составители рейтинга отдельно выделяли его сентябрьскую победу — на выборах с высоким уровнем конкуренции и открытости.
В списке аутсайдеров — по-прежнему губернатор Пермского края Виктор Басаргин (49 баллов). Он занял в итоговом рейтинге 78-80 место. Леонид Давыдов вспоминает, что в середине года отмечал потенциал этого губернатора и стабилизацию его положения. Однако Виктор Федорович не сделал прорыва — особенно это заметно на фоне соседней Свердловской области.
Впрочем, заявил нашему агентству Леонид Давыдов, финансово-экономический кризис создает новый вызов управленческим талантам губернаторов: «Сейчас многое проявится». Это мнение расшифровывает председатель правления ФоРГО Константин Костин, который дал «URA.Ru» блиц-интервью.
— Несколько месяцев назад вы называли трендом региональной политики подготовку к единому дню голосования в 2015 году. События последних двух недель изменили тенденцию?
— Работа в межвыборный период для всех политиков имеет огромное значение. За время избирательной кампании рейтинг меняется ситуативно. Ядерный электорат все-таки формируется в межвыборный период.
Безусловно, следующий год — год новых возможностей для глав регионов. Он покажет, насколько губернаторы умеют реагировать на последствия негативных трендов в экономике и на финансовом рынке. Большое значение приобретают эффективная работа с общественными организациями как федерального, так и регионального значения, умение находить общий язык с элитами. Мы увидели влияние двух этих факторов в 2014 году. Их роль и значение в 2015-м еще увеличатся.
— Может ли нас ожидать повторение истории отставки популярного губернатора, как Михаила Юревича? В первом рейтинге ФоРГО, вы указывали, он мог занять 14 место.
— Когда я говорю о выстраивании межэлитной конфигурации, я подразумеваю и отношения с бизнес-элитами. Если говорить о Михаиле Юревиче, то этот показатель и сказался на его отставке.
— Повлияет ли кризис на число губернаторов, которые отправятся на досрочные выборы в 2015 году?
— Я бы не рассматривал этот фактор напрямую. Значение имеет то, как в регионах будут преодолевать кризис. Одни будут справляться, у других будет получаться хуже. И это скажется на электоральных рейтингах, будет иметь политические последствия. Они отразятся в следующем выпуске рейтинга, который планируется на конец января — начало февраля 2015 года.
Иван Некрасов