События и комментарии экспертов фонда

  |  21 июня, 2013   |   Читать на сайте издания

Судебная ветвь срастается

 

Владимир Путин объявил об объединении Верховного суда и Высшего арбитражного суда, которые вскоре переедут в Санкт-Петербург. Для слияния, которое объясняется необходимостью унификации судейской практики, потребуется изменить Конституцию страны. Депутаты обещали «сделать все» и рассмотреть проект в приоритетном порядке осенью. Аналитики объясняют спешку созданием потенциальной почетной вакансии для Дмитрия Медведева на случай его ухода с поста премьера. Глава ВАС сообщил «Газете.Ru», что объединяться будет не вся судебная система, а только аппарат.

Выступая на петербургском международном экономическом форуме, Владимир Путин объявил об объединении двух высших судебных инстанций страны — Верховного суда и Высшего арбитражного суда.

«Предлагаю объединить Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд, для чего будет необходимо внести поправки в Конституцию России», — сказал Путин.

В последний раз поправки в основной закон в 2008 году инициировал тогдашний президент Дмитрий Медведев. Согласно им срок полномочий главы государства был увеличен с 4 до 6 лет, а Госдумы — до 5 лет.

«Указанное предложение потребует изменений в главу 7 Конституции РФ «Судебная власть», — пояснил «Газете.Ru» председатель думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству единоросс Владимир Плигин.

При этом Путин поспешил отметить, что решение о слиянии не окончательно, но при этом поторопил авторов проекта и законодателей с рассмотрением этого проекта. «Вопрос серьезный, нужно все тщательно продумать и взвесить. Прошу администрацию президента, представителей органов судейского сообщества, парламента объединить свои усилия в этой работе. Просил бы вас подготовить к рассмотрению этот вопрос на осенней сессии», — сказал Путин.

Проект закона будет внесен в Госудуму в ближайшее время, добавил президент. В парламенте моментально подтвердили готовность рассмотреть проект в осенней сессии в приоритетном порядке, то есть вне очереди.

Зампред думского комитета по конституционному законодательству, член фракции «Единой России» Дмитрий Вяткин заявил: «Эту мысль можно только поддержать». Он также добавил: «Мы все сделаем». Депутат выразил желание, чтобы документ внес лично сам президент.

Владимир Плигин также подтвердил «Газете.Ru», что законопроект будет рассмотрен Госдумой в рамках осенней сессии. По его словам, для этого потребуется оценка всего законодательства, регулирующего деятельность судебной системы России, «поскольку в дальнейшем должна выстраиваться работа о порядке разрешения тех споров, которые в настоящее время рассматриваются в рамках системы арбитражных судов РФ».

Член думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству единоросс Рафаэль Марданшин сказал «Газете.Ru», что у идеи объединения судов есть как сторонники, так и противники и что стоит дождаться, пока законопроект будет внесен в Госдуму, тем более что такая инициатива давно обсуждается.

В числе аргументов слияние ВС и ВАС Путин и Вяткин, называют необходимость формирования единообразия судебной системы. Они отметили, что власти немало сделали для того, чтобы искоренить так называемый обвинительный уклон в работе правоохранительных органов, ими был либерализован Уголовный кодекс. Теперь же суды, по мнению Путина, объединившись, смогут обеспечить единообразную практику как в гражданских, так и в арбитражных и уголовных процессах. К тому же это поможет сократить расходы на обеспечение деятельности аппаратов судов.

В думских кулуарах и среди собеседников «Газеты.Ru», близких к администрации президента, в пятницу активно обсуждается версия, что предложение Путина связано с грядущей отставкой правительства, а должность председателя объединенного Верховного суда может стать «запасным аэродромом» Дмитрия Медведева.

Один из источников, близких к руководству Госдумы, считает, что об отставке правительства в ближайшие месяцы речи не идет, однако через год такой вопрос может возникнуть.

«Очевидно, что правительство Медведева не досидит до конца президентского срока Путина. Вместе с тем говорить, что отставка произойдет в ближайшие недели, мне кажется преждевременным,

так как Медведев выполнил перед Путиным все обещания, и не дать его правительству поработать хоть несколько лет было бы некорректно по отношению к нему», — говорит другой источник, близкий к администрации.

Главред выпускаемого Московским центром Карнеги журнала Pro et Contra Мария Липман отмечает, что слухи о подготовке для Медведева почетной должности на случай отставки распространялись в среде экспертного сообщества в течение всего последнего года. Она отмечает, что Путин лишь поддерживал подобного рода слухи. Так, президент 7 мая провел встречу с кабинетом министров, на повестке дня было обсуждение исполнения правительством его майских указов годичной давности. Медведев на совещании был, но оправдываться перед президентом за недолжное исполнение его поручений пришлось вице-премьеру, главе аппарата Белого дома Владиславу Суркову. На следующий день после совещания Путин подписал указ об отставке Суркова, который считался одной из самых сильных фигур в правительстве Медведева.

Еще раньше, в апреле, по итогам «прямой линии» Путин дал поручение правительству регулярно отчитываться перед ним. «Президент ведет себя так, как будто никакого премьера вообще нет, отсюда все эти слухи (об отставке правительства). Если действительно рассматривается возможность отстранения Медведева с поста премьера, то понадобиться почетная должность (Медведев все-таки отказался идти на второй срок согласно договоренности об обратной «рокировке» с Путиным). Равноценной, конечно, должности не найти, но

глава двух судов — вполне подходящая вакансия для юриста Медведева. Но все догадки такого рода спекулятивны, просто потому что окончательные решения в стране принимает один человек», — говорит Липман.

Впрочем, версия укладывается в логику создания именно «почетного поста» с учетом того, что сливаться, вероятно, будет только аппарат судов. Как сообщил «Газете.Ru» глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов,

«объединяться будет не вся система, а только аппарат Верховного и Высшего арбитражного судов».

«Я просто хотел бы предупредить всех наших судей, что речь не идет об объединении судебных систем. Речь идет об объединении только двух высших судов. На равных условиях», — сказал глава ВАС.

Заместитель председателя Верховного суда в отставке Владимир Радченко напомнил, что разговоры о возможном реорганизации судебной системы ходили еще в Советском Союзе. Радченко предположил, что Арбитражный суд может стать коллегией в системе Верховного суда или же, напротив,

сохранится вся система и слияние произойдет только на уровне руководства. «Я не сторонник того, чтобы ломать то, что работало», — отметил Владимир Радченко.

Липман отмечает, что логика, которой Путин сейчас пытается объяснить судебное слияние, остается непонятной. «Идея унификации судов высказывались и раньше, но мне кажется, что именно разнообразие в большей степени обеспечивает справедливые решения судей. Разные суды выполняют разные функции».

Экс-министр финансов Алексей Кудрин, в разговоре с «Газетой.Ru» также выразил определенные сомнения по поводу слияния.

«Часто одни и те же дела рассматривают в разных судах. Когда не удается решить в одном суде, в арбитражном, идут в другой — в гражданский или уголовный. Или наоборот. Мы, конечно, сегодня недовольны судебной системой. Решает ли проблему независимости судов их объединение, не вполне понятно. У нас, конечно, к судебной системе больше вопросов, чем только объединение. Но цели самые положительные. Но удастся ли реализовать?» — сказал Кудрин.

Руководитель Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин, напротив, считает доводы о приведении к единообразию судейской практики убедительными. Он отмечает, что идея слияния обсуждалась в экспертном сообществе не один год. «Я бы все-таки рассматривал это предложение Путина как ответ на запрос общества», — отметил близкий к власти аналитик.

Политолог Дмитрий Орешкин не исключает, что объединенный орган может стать запасной вакансией для Медведева, но считает, что решение о слиянии подтверждает поэтапную консолидацию «рычагов управления» различными ветвями власти в руках Путина.

«Очевиден факт, что человеку, который в ручном режиме управляет страной, неудобно наличие альтернативных структур. Следующим шагом может быть создание единого органа, который будет отвечать за политику СМИ», — говорит Орешкин.

Объединенный суд будет находиться в Санкт-Петербурге.

В прошлом году Путин и Медведев поддержали идею переезда ВС и ВАС из Москвы. Процесс перемещения высших органов судебной власти начался пять лет назад: в мае 2008 года в Санкт-Петербурге начал работать Конституционный суд. Для ВС и ВАС пока только подобрали новый адрес — они разместятся в так называемом судебном квартале, на территории бывшей промзоны, напротив стрелки Васильевского острова рядом с Петропавловской крепостью.

Полномочный представитель правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский с воодушевлением поддержал идею Путина.

«Это может привести к единообразной судебной практике по всей стране, сокращению аппарата и рационализации расходов на судебную систему. С объединением создаются предпосылки для поднятия престижа и доверия к судебной системе и для обеспечения ее большей реальной независимостью», — сказал он «Газете.Ru». По словам Барщевского, он лично высказывал эту идею еще 11 лет назад. Адвокат считает, что стоит создать несколько палат под руководством единого пленума ВС. А во главе нового судебного органа должен встать «человек, который будет готов наряду с президентом формировать историю России», считает он.

«Ни в одной развитой стране мира нет государственного арбитражного суда, — сказал изданию уполномоченный по правам бизнеса Борис Титов. — Высокий суд Лондона, где нередко судится наш крупный бизнес, это уголовная инстанция, есть там еще Королевский арбитражный суд, но, несмотря на свое название, Королевский — это частный третейский суд. Так что после объединения наше законодательство будет больше соответствовать, например, нормам ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Но, по-хорошему, жалко, что ВАС не будет отдельной структурой. У нас к нему гораздо меньше вопросов, чем Верховному суду».

Адвокат Генри Резник к инициативе президента относится к отрицательно.

«Я не ожидаю в связи с объединением Арбитражного и Верховного судов никаких улучшений по рассмотрению дел, эти перестановки в лучшем случае будут индифферентны для качества рассмотрения дел», — сказал Резник «Газете.Ru». По мнению адвоката, такая реорганизация судебной системы не может пройти безболезненно.

«Я не вижу причин ломать систему, которая у нас худо-бедно выстраивалась на протяжении 20 лет. Это опять повлечет бюджетные затраты, и совершенно неясно, зачем это нужно,

— пояснил адвокат. — В данном случае надо идти на углубление специализации, а не на смешивание разных направлений судейской деятельности. Претензии, которые предъявляются к рассмотрению дел в судах общей юрисдикции, не связаны с их организацией. Не мебель надо менять».