События и комментарии экспертов фонда

  |  25 декабря, 2014   |   Читать на сайте издания

«Владимиров не сделает Ставропольский край ни Калужской областью, ни Белгородской»

Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представил седьмой выпуск рейтинга эффективности губернаторов. Как передает корреспондент «ФедералПресс.Кавказ», в третью группу – группу середнячков – в СКФО попали главы Ставрополья и Кабардино-Балкарии. Подробности – в материале экспертного канала.
Точка отсчета
 
В исследовании все губернаторы были разделены на четыре группы: с очень высоким рейтингом (более 75 баллов из 100 возможных), высоким (75–65 баллов из 100), средним (65–50 баллов из 100) и низким (меньше 50 баллов из 100). Анализ показателей рейтинга руководителей северокавказских регионов позволяет говорить как о консерватизме самого рейтинга, так и о стабильном положении в нем глав СКФО.
Среди северокавказских лидеров в группу губернаторов с «очень высоким рейтингом» входят Рамзан Кадыров (93 балла), Рашид Темрезов (79 баллов) и Рамазан Абдулатипов (78 баллов). К главам регионов с «высоким рейтингом» эксперты ФоРГО отнесли Юнус-Бека Евкурова (70 баллов). В третьей группе – «средний рейтинг» – находятся Владимир Владимиров (960 баллов) и Юрий Коков (59 баллов). В четвертой, последней группе – «рейтинг ниже среднего» – находится Таймураз Мамсуров (49 баллов).
Говоря о специфике последнего исследования, председатель правления ФоРГО Константин Костин отметил, что «первый итоговый рейтинг эффективности губернаторов станет хорошим подспорьем для итогового рейтинга в 2015 году, потому что полученные результаты станут своеобразной точкой отсчета для исчисления и измерения результатов и динамики в непростом, но очень интересном 2015 году».
Быть гибким и собранным
Константин Костин считает, что «для губернаторов эффективность станет одним из основных факторов, которые позволят преодолевать кризисные явления». «Необходимо быть собранными, быстро принимать решения и гибко реагировать на возникающие трудности, не упуская при этом из виду основные цели развития региона», – отмечает он.
Эксперты в качестве причин попадания глав субъектов Российской Федерации в группы с очень высоким и высоким рейтингами называют стабильные успехи в социально-экономическом развитии региона и высокий личный авторитет у местных жителей.
Руководитель филиала Фонда развития гражданского общества в городе Ставрополе, доктор политических наук, профессор ПГЛУ Геннадий Косов отмечает, что «к стабильным губернаторам, которые на протяжении года удерживали свои позиции в рейтинге, эксперты отнесли Рашида Темрезова, Рамазана Абдулатипова, Юнус-Бека Евкурова, Рамзана Кадырова». «Данные руководители за прошедший год запомнились стабильными успехами в социально-экономическом развитии своих регионов, а также завоевали высокий личный авторитет у жителей. Так, например, использование медиаресурса, социально ориентированные мероприятия, социальная сплоченность в Карачаево-Черкесии, экономические успехи, удачные инвестиционные проекты позволили Рашиду Темрезову подняться в рейтинге губернаторов на два пункта и стать одним из лидеров итогового рейтинга среди северокавказских руководителей. В топ-5 лидеров позитивной устойчивости попал глава Дагестана Рамазан Абдулатипов», – рассказывает о рейтинге Косов.
Формирование новых элит
В «среднем» рейтинге находятся главы Кабардино-Балкарии и Ставропольского края – Юрий Коков и Владимир Владимиров, потерявший четыре балла по сравнению с ноябрьским рейтингом. Основные причины падения, по мнению доктора политических наук, – критика со стороны структур гражданского общества, проблемы в выстраивании внутриэлитного консенсуса, отсутствие результатов в решении социально-экономических проблем региона.
«В Ставропольском крае, с одной стороны, наблюдается интересная практика по формированию внутриэлитной коалиции: глава фракции эсеров в местном парламенте получил пост министра строительства, архитектуры и ЖКХ. Но, с другой стороны, попытки установить межэлитный консенсус не приносят ощутимого результата, подтверждением чему является конфликт с руководством Минеральных Вод. Главные задачи для губернатора и его команды на ближайшее будущее – обеспечение экономического роста в ситуации санкций и рецессии, социальная стабильность в ситуации роста социального недовольства и напряженности. Представляется, что команда губернатора сделала соответствующие выводы и в новом рейтинге 2015 года данные проблемы не будут фигурировать в качестве понижающего фактора», – объясняет Косов.
Временная стагнация
Экс-депутат краевой думы, бывший руководитель регионального отделения «Единой России» Сергей Рязанцев считает, что рейтинг отражает ситуацию на Ставрополье. «На мой взгляд, место края, в общем, соответствует указанному. Проблемы остаются, и кардинального их решения (устранения причин, вызывающих их) не наблюдается. Этакая временная стагнация на низком уровне. А нерешение проблем неминуемо ведет к их обострению (в ближайшей перспективе – от полугода). Финансово-экономический кризис в стране и в крае неминуемо обостряет и социальные, и межнациональные, и межконфессиональные противоречия. И это не за горами. К этому надо готовиться. На мой субъективный взгляд, понимания глубины и остроты проблем в крае нет», – говорит Рязанцев.
Кандидат политических наук и журналист Антон Чаблин считает, что место главы региона в рейтинге связано не с личностью Владимирова, а с особенностями экономики Ставрополья.
«Я давно за этими рейтингами наблюдаю – АПЭК, ФоРГО, «Петербургская политика». Если не брать конкретного губернатора, то в целом у каждого региона есть некий «коридор», за пределы которого он очень редко выбирается. Ну, скажем, в пределах плюс-минус десять позиций. В первую очередь, мне кажется, это все-таки не с личностью главы связано, а с социально-экономическими, структурными предпосылками развития. Вот то же самое и со Ставропольским краем – то, что Владимиров стабильно где-то в третьей четверти рейтинга ФоРГО, не с ним персонально связано, а именно с особенностями края – есть системные проблемы, которые ни один губернатор решить не может, типа теневой экономики, оттока населения, слабости инфраструктуры на востоке (тут в первую очередь именно аграрный характер сказывается и примыкание к Восточному Кавказу). Редки исключения, когда приходит менеджер очень высокого уровня, который может поднять регион. Ну, вот так с Савченко оказалось в Белгородье, который сегодня реально островок Европы посреди России, хотя изначально там вообще никаких предпосылок не было – дыра центральнороссийская. Или Филиппов в ХМАО-Югре был очень сильный губернатор, реально один из лучших, несмотря даже на то, что нефть и прочее. Но его сожрали. Увы, сейчас время таких неожиданных находок на губернаторском олимпе прошло, нет ярких личностей, потому что поле зачищено. Поэтому и Владимиров, несмотря на весь его экономический бэкграунд, не сделает Ставропольский край ни Калужской областью, ни Белгородской», – объясняет свою позицию политолог.