События и комментарии экспертов фонда

  |  19 июня, 2013   |   Читать на сайте издания

Германия охладела к Бараку Обаме

Игорь Являнский, Мария Горговская

 

Президент США Барак Обама прибыл в Берлин с визитом, во время которого он собирается озвучить намерение предложить России сократить на треть арсеналы ядерного оружия. Данная идея вполне отвечает сложившейся за полвека традиции — выступая у Бранденбургских ворот, американские президенты делают именно такие глобальные гуманистические заявления. Ровно 50 лет назад Джон Кеннеди произнес здесь знаменитую фразу «Я — берлинец» в знак солидарности с жителями разделенного города, а в 1987 году Рональд Рейган призвал: «Господин Горбачев, разрушьте эту стену!» Однако, по мнению экспертов, желанию Обамы повторить успех своих предшественников и войти этим визитом в историю вряд ли суждено сбыться.

Его первый приезд в Берлин пять лет назад буквально взорвал немцев. Послушать речь Обамы тогда пришли 200 тыс. человек. Молодого сенатора, кандидата в президенты США жители Германии встречали как мессию, от которого ждали больших перемен в американской да и глобальной политике. Именно на этой волне через год после избрания Обаме вручают Нобелевскую премию мира. Но затем энтузиазм по его поводу среди европейцев, не в последнюю очередь — немцев, значительно поубавился.

— Америка уже не является идеологически позитивной для немцев, потому что она им ничего не дает. После окончания холодной войны Вашингтону не от кого защищать Берлин, — говорит немецкий политолог Александр Рар. — А новые предложения — например, о создании зоны свободной торговли между США и ЕС — не вызывают большого энтузиазма среди европейцев.

Эксперт отмечает, что американский расчет сменить основанную ранее на военном союзе против СССР дружбу с Берлином на экономические контракты не оправдывается. По его словам, Германия видит, что соглашение о трансатлантическом партнерстве, переговоры по которому начнутся в ближайшее время, Вашингтону выгоднее, чем Европе.

— Германия, которая является флагманом финансовой политики ЕС, опасается, что США, уже обладающие зонами свободной торговли с Мексикой и Канадой, могут просто задавить европейскую экономику, — согласен эксперт Фонда развития гражданского общества Максим Минаев.

Основные страхи возникают, по его мнению, из-за серьезных несовпадений экономических курсов Германии и США. Берлин, в частности, выступает за дисциплину в данной сфере — сокращение дефицита бюджета, жесткую финансовую регуляцию. Для США же эти принципы не являются приоритетными. Вашингтон, наоборот, призывает европейцев наращивать спрос, стимулировать промышленное производство. А это на самом деле приведет лишь к инфляции и еще большему бюджетному дефициту стран — членов ЕС, уверен Минаев.

Все вышеуказанное, считают эксперты, приводит к тому, что Берлин все реже согласен действовать по указке из Белого дома.

— Германия все больше приобретает собственное «я», — говорит Рар. — А в свете последних событий следовать Америке еще труднее.

Главное, что серьезно охладило немецкий пыл к Америке, — нашумевшие скандалы с электронной слежкой за европейцами, среди которых немало и немцев. О действиях американских спецслужб в отношении интернет-пользователей Старого Света с Обамой пообещала серьезно поговорить тет-а-тет канцлер Ангела Меркель. Ждать, что на личной встрече лидеров государств это дело как-то замнется, не приходится.

Могут всплыть и старые обиды. Еще во время своего приезда в 2008 году Обама хотел выступить у Бранденбургских ворот. Но Меркель ему отказала, заявив, что место зарезервировано только за главами государств. В этот раз желание Обамы исполнилось, вот только ажиотажа со стороны немцев, как пять лет назад, ждать уже не приходится.