| 27 мая, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Около трех с половиной месяцев остается до Единого дня голосования, который пройдет 8 сентября. После либерализации законодательства о регистрации политических партий, как ожидалось, все больше новых партий будут принимать участие в предвыборной гонке, а конкуренция возрастать повсеместно – как на региональном, так и муниципальном уровнях. Однако статистика показывает, что новые партии не спешат участвовать в выборах.
На сегодняшний день Минюстом РФ зарегистрирована 71 партия, и 45 из них могут попасть в избирательный бюллетень. Между тем, как отмечают эксперты, многие из новых партий создавались далеко не для борьбы за власть и участия в реальной политике, а скорее, как имиджевые проекты, или элементы так называемого политического бизнеса (партия «под заказ»). То есть, с точки зрения избирателя, они никакой пользы не несут.
Если посмотреть на участие партий в выборах за первую половину этого года, то получается, что в плебисците регионального уровня, например, пока приняли участие лишь шесть новых партий: «Гражданская платформа», РПР-ПАРНАС, Партия Социальной защиты, «Коммунисты России», Народная партия России, Альянс Зеленых - Народная партия. Еще несколько партий участвовали в выборах местного уровня. В общей сложности лишь 16 партий-новичков хоть как-то проявили себя. Остальные 25 партий, которые имеют право участвовать в выборах, существуют пока номинально, не утруждая себя активной политической работой.
Эксперты объясняют слабую активность новых партий несколькими причинами. В частности, член Экспертного совета ФоРГО, завкафедрой общей политологии ВШЭ Леонид Поляков напоминает об опыте 1990-х, когда существовало множество партий, которые в выборах не участвовали, но путали избирателей. «Довольно часто партии создаются под какого-то определенного лидера, бизнесмена, человека, который способен купить эту партию, что называется про запас, на всякий случай, и может воспользоваться им при выборах по одномандатному округу или при выборах какого-нибудь поста муниципального уровня, может быть даже при выборах мэра, губернатора. Есть варианты, при которых партии создаются, чтобы действительно участвовать в выборах, но не ради того, чтобы реально бороться за власть, а с функцией спойлера, то есть партии, которая должна заниматься отбором голосов у тех или иных конкурентов», - рассуждает политолог.
На сегодняшний день, считает Поляков, реально можно рассчитывать на деятельное участие лишь 20% от числа зарегистрированных партий.
Подтверждает опасения относительно того, что большинство из новых партий – это, скорее, бизнес-проекты и руководитель департамента региональных исследований Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов.
«Кто-то создавал партию с целью потешить свое тщеславие, кто-то для продажи партийной франшизы. Есть случай, когда партию регистрируют с целью ее дальнейшей перепродажи. Для этого используется электорально востребованное название или спойлерское название. Предполагается, что это кого-нибудь заинтересует, кто-то это купит. Разные есть истории», - рассказывает он.
«Сейчас зарегистрирована 71 политическая партия. Это никуда не годится. Даже звучит, с одной стороны, жутко, с другой стороны - смешно. Не должно быть столько партий. Это тот случай, когда увеличение сущности, уничтожает саму сущность. Какой смысл в партии, если любой жулик может пойти и зарегистрировать себе партию? – негодует эксперт. - Партии – это серьезный политический проект, а если она доступна всем, то это дискредитирует саму ее суть».
С объяснениями экспертов согласны и представители парламентских политических партий. «Для многих регистрация политической партии – разновидность политического предпринимательства, а не стремление создать группу единомышленников для участия в выборах и отстаивания своих программ, - констатирует замсекретаря Генсовета «Единой России» Виктор Кидяев. - Так что, скорее всего 8 сентября в бюллетенях для голосования мы сможем увидеть в основном уже знакомые, а не новые названия партий, поскольку «новые» просто не желают участвовать в выборах».
Аргументы.ру