| 05 декабря, 2014 | | | Читать на сайте издания |
Послание президента Федеральному собранию в этом году собрало у телеэкранов рекордное число зрителей. По предварительным данным TNS Russia, трансляцию на трех каналах смотрело совокупно более половины московской телеаудитории старше 18 лет. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков объяснил повышенный интерес к посланию "обеспокоенностью граждан" по поводу ситуации в экономике. Эксперты, впрочем, полагают, что "пессимистические ожидания" сохранились и после послания.
Ежегодное обращение президента Владимира Путина к Федеральному собранию (оглашено 4 декабря) по традиции транслировали "Первый канал" и ВГТРК ("Россия 1" и "Россия 24"). По предварительным данным TNS Russia, в этом году послание посмотрела рекордная доля московской телеаудитории — 52,4%. При этом за выступлением президента на "Первом канале" следили 27,2% тех, у кого в это время был включен телевизор (рейтинг 5,6%), на "России 1" — 22% (рейтинг 4,5%). Существенная часть телеаудитории смотрела трансляцию и на канале "Россия 24" — 3,2%.
Это максимальные показатели с 2000 года, когда Владимир Путин впервые огласил свое послание в прямом эфире государственных телеканалов. Тогда его смотрели 27,5% зрителей. Наибольшая доля аудитории прежде была зафиксирована при трансляции послания, с которым выступал президент Дмитрий Медведев в 2008 году (42,9%). Затем рейтинги президентского обращения пошли на спад: в 2009 году совокупная доля московской аудитории составила 38,4%, в 2010-м — 34%, а в 2011-м — 29,7%. Меньше зрительский интерес был и к первому выступлению Владимира Путина после избрания на третий срок. Так, трансляцию 12 декабря 2012 года посмотрели 30,1% телезрителей Москвы, несмотря на то что эксперты расценивали выступление президента как "программу развития страны на ближайшие шесть лет". В 2013 году послание Владимира Путина собрало 36,7% московской телеаудитории ("Первый канал" — 21,5%, "Россия 1" — 15,1%, "Россия 24" — 0,1%).
В пресс-службе ВГТРК вчера сообщили "Ъ", что эфирного времени на рекламу послания президента в этом году "отвели не больше, чем в прошлом" (выступление президента на "России 24" анонсировалось как "послание свыше").
Рост рейтингов в холдинге связывают с увеличением телесмотрения информационных программ за последний год. "Мы ориентируемся на данные СТИ (служба телеизмерений "Первого канала".— "Ъ"), согласно которым и в прошлом году послание выходило на "Первом канале" с очень высокими цифрами",— сообщили "Ъ" в пресс-службе "Первого канала". Так, по данным СТИ, послание на "Первом канале" смотрели 35,5% аудитории, на "России 1" — 26,4%, на "России 24" — 5,3%. В 2013 году эти показатели, согласно службе "Первого канала", составили 31,6%, 22,9% и 0,6% соответственно.
Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил "Ъ", что интерес к посланию был повышенным из-за "очень высоких" ожиданий от того, что скажет Владимир Путин. "В целом послание — ожидаемое явление для политиков, бюрократов, людей, интересующихся политикой",— говорит господин Песков. Но в этом году, учитывая "повышенный эмоциональный фон, связанный с Крымом" и "проблемной ситуацией в экономике", послание вызвало интерес "у всех участников экономической жизни", отметил пресс-секретарь президента. "Безусловно, граждане обеспокоены экономической ситуацией. Жизненные стандарты за последние десять лет существенно выросли, люди стали ощутимо жить лучше и комфортнее. На фоне негативных тенденций в экономике люди испытывают обеспокоенность, что будет с их уровнем доходов, с социальными обязательствами государства, с возможностью дальше зарабатывать деньги, с бизнесом",— сказал "Ъ" господин Песков.
Глава Фонда развития гражданского общества, бывший начальник управления президента по внутренней политике Константин Костин связывает рост телерейтингов послания с увеличившейся за последний год поддержкой президента и повышением внимания к деятельности власти. В условиях внешнего санкционного давления "люди в первую очередь ждут предложений по развитию экономики и по преодолению кризисных явлений, которые появились вследствие санкций". Господин Костин напомнил, что интерес к посланиям прежде был повышенным именно в годы кризиса (в 2008-м — доля 42,9%, в 2009-м — 38,4%). В свою очередь, глава думского комитета по информационной политике Леонид Левин отметил, что "высокие рейтинги послания коррелируются с увеличением интереса населения к новостным и аналитическим программам в целом". "Я бы сенсации с негативом здесь не искал. В связи с тем что внешнеполитическая ситуация осложнена, очень много людей хотят более подробно понимать из первых уст, что происходит и будет ли стабильна ситуация в экономике",— сказал "Ъ" господин Левин.
Политолог Константин Калачев называет повышенный интерес к посланию "тревожным сигналом для власти". "Когда люди спокойны за будущее, они игнорируют выступление национального лидера. Но актуальная общественная повестка связана с неуверенностью в завтрашнем дне. Вопросов накопилось очень много: кто-то обеспокоен курсом рубля и ценами на нефть, кто-то — выездом за границу. И неизвестно, получили ли граждане ответы на эти вопросы",— говорит господин Калачев. Глава Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов отмечает, что граждане во многом ожидали "мессианского послания" о том, "как страна будет процветать и выходить из ситуации, в которой сейчас находится". "Но чем выше интерес и сильнее ожидания, тем больше возможностей разочароваться у россиян, которые ждали, что Путин махнет волшебной палочкой и все станет хорошо",— отметил господин Добромелов. Теперь же, полагает он, "пессимистические ожидания граждан усилятся, поскольку стало очевидно, что волшебного выхода из кризиса нет".