«Мы сильны и уверены в себе»
4 декабря в переполненном Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца президент России Владимир Путин выступил с объединительной для всех россиян речью. Главная мысль президентского послания Федеральному собранию: с Россией бесполезно разговаривать с позиции силы. Недаром самые продолжительные аплодисменты по ходу выступления прозвучали после слов о недопустимости югославского сценария в отношении России, повышении обороноспособности страны и патриотизме ее граждан. «Лента.ру» выслушала президента, отметив для себя основные вехи этого системного документа.
Международная политика
Нынешнее послание писалось и произносилось в уникальных исторических условиях — в буквальном смысле на пике противостояния со странами Запада по ряду принципиальных вопросов, одним из которых является крах «ялтинского мира», системы международного права, сформированной по результатам Второй мировой войны. От президента ожидали каких-то принципиальных тезисов, четко артикулированной позиции по ряду вопросов, связанных с необходимостью четкого осознания, какое место Россия определила сама для себя в изменившемся мире. Надо полагать, что Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца, вмещающий около тысячи человек, в этом году был переполнен именно поэтому. Причем настолько, что дополнительные ряды стульев пришлось приставлять буквально за считаные часы до выступления президента.
Еще один важный момент — характерная для публичных речей Путина жесткость формулировок, которая и раньше была присуща президенту, но в последние месяцы стала буквально визитной карточкой главы государства. Владимир Путин редко в своих выступлениях прячется за размытые формулировки, однако нынешнее послание сильно отличается даже от валдайской речи президента, произнесенной фактически для так называемой «внешней аудитории» — глав иностранных государств и аналитических центров планеты. В частности, президент совершенно четко сравнил «вчерашних противников», а потом «почти союзников» с Адольфом Гитлером, заметив, что всем следует помнить, чем заканчиваются попытки «уничтожить Россию» и отбросить ее за Урал.
Начал президент с Крыма, Украины и противоречий с западной цивилизацией. То, что он сказал, — это, по сути, напоминание и характерная для путинской политики последних лет традиция предлагать компромисс перед введением жестких мер. Президент подчеркнул, что Россия останется открытой страной, несмотря на попытки выстроить вокруг нас «чуть ли не новый железный занавес». Не менее важна и ремарка про объединительную мощь христианства, очевидно предназначенная для широчайшей аудитории — и не только в России.
Речь президента предсказуемо разделилась на две части. Первая — очевидно политическая, и она содержит массу важных сигналов. В частности, по мнению директора по исследованиям фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Александра Пожалова, «предельно четко была разъяснена позиция по Крыму, Украине, международному сотрудничеству. Адресат этой части — не только российское общество, но и международные наблюдатели. Это ключевой момент, неслучайно даже по структуре текста вопросы геополитики вышли на первый план».
«Принципиально нового по сравнению с выступлением на Валдайском форуме президент ничего не добавил, но важно было с одной стороны акцентировать твердость позиции, а с другой — показать дружественность, открытость России», — полагает Пожалов.
Согласен с Пожаловым и председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин, заметивший, что «президент озвучил важные внешнеполитические тезисы». «Это в целом продолжение его крымской речи и выступления на Валдайском форуме. Но я бы отметил ужесточение риторики. Так, было прямо сказано, что вопросы сотрудничества с Украиной надо решать не с Украиной, а с другими странами. Очевидно, подразумевались Соединенные Штаты Америки», — отметил Костин.
Региональная политика
Серьезное внимание в послании было уделено российским регионам, в том числе в экономическом и социальном разделах. Акцент на поддержку инвестиций, развитие инфраструктуры и решение проблем моногородов неслучаен. В текущей непростой экономической ситуации делается ставка на создание новых рабочих мест и на недопущение массовой безработицы в провинции. Внедрение национального рейтинга инвестиционного климата для всех регионов, запуск программы компенсации расходов на создание индустриальных парков — все это в сочетании с амнистией для возвращающихся в Россию капиталов не что иное, как мотивация региональных властей на привлечение частных средств.
Принципиально важная деталь — распространение режима территорий опережающего развития (ТОР) на моногорода так называемой третьей группы, то есть таких, где социально-экономическая ситуация отличается особой сложностью. Это означает создание максимально благоприятных условий для диверсификации производств и сглаживания социальной напряженности. Первоначально ТОР предполагалось создавать в течение трех лет исключительно на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Впрочем, дальневосточная тема также получила развитие. Путин сообщил о предоставлении Владивостоку статуса свободного порта с облегченным таможенным режимом и о докапитализации Фонда развития Дальнего Востока за счет налогов, собираемых в регионе.
Кроме того, Путин обратил внимание Федерального собрания на Калининградскую область. В 2016 году в регионе завершается режим экономических льгот. Новый законопроект об особой экономической зоне не принят до сих пор. Упомянутые президентом «альтернативные меры поддержки региона» могут означать лишь одно — статус региона, с учетом проблем, возникших в эксклаве после введения экономических санкций, вскоре будет законодательно урегулирован. В любом случае область не останется без поддержки федерального центра.
Путин затронул и инфраструктурные вопросы регионов. Так, руководству субъектов рекомендовано заняться приведением в порядок региональных и местных дорог, и на это выделяется дополнительное финансирование. Кроме того, президент заявил, что страна должна стремиться к удвоению объемов дорожного строительства. Этот масштабный инфраструктурный проект не только позволит создать новые рабочие места, но и усилит связи между регионами — в первую очередь за Уралом. Еще один важный тезис: развитие Северного морского пути. Этот маршрут, по мнению президента, стимулирует развитие русской Арктики и, что прозвучало впервые, Тихоокеанского побережья.
В целом региональную программу можно оценить не просто как позитивную. Фактически интенсификация развития российской провинции и создание новых промышленных центров причислены к стратегическим приоритетам.
Экономическая политика
Эта часть выступления президента была обращена в большей степени к внутренней аудитории и содержала массу конкретных указаний и даже новаций, которые чиновники должны претворить в жизнь в течение ближайших лет. Отголоски внешней политики звучали и здесь — надо отметить очевидное желание президента заставить Россию сосредоточиться на внутренней экономической и бюрократической проблематике. В частности, по мнению Пожалова, «президент уделил много внимания экономическим вопросам. Это и амнистия капиталов, и отказ от повышения налогов в ближайшие три года, и надзорные каникулы, и ряд других шагов. Все это можно считать мерами по дальнейшему улучшению делового климата, преодолению имеющихся экономических трудностей».
С ним согласен и Константин Костин, заметивший, что «мы услышали сугубо экономическое послание. Мы убедились, что в центре внимания президента — развитие страны».
«Для граждан сейчас важно колебание курса валют. И президент прямо сказал, что спекулянты известны. У правительства есть все рычаги их обуздать. Посмотрим, как теперь с этой задачей справится экономический блок кабинета министров. Крайне важны тезисы в отношении российского бизнеса. Это и наведение порядка с проверками, и амнистия капиталов, и многое другое. Все президентские предложения сформулированы максимально конкретно, без двусмысленности. По сути, предложена комплексная программа развития страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе», — полагает председатель правления ФоРГО.
Экономическая часть президентского послания традиционно является наиболее конкретной не только в аспекте задач для органов власти, но и с точки зрения идеологии, в которой они выдержаны. И традиционно первое лицо государства старается соблюдать четкий баланс между интервенционизмом и либерализмом.
По мнению президента, в ближайшее время чиновникам предстоит «максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля»; «зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться»; «провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию». Понятно, что экономические реалии диктуют президенту выполнения условий не только либерального характера. Главе государства приходится двигаться по очень тонкой кромке между двумя экономическими философиями — поэтому интервенционистская часть оказалась не менее масштабной, чем либеральная. И, пожалуй, даже более конкретной. Перечисление необходимых мер сопровождалось однозначными указаниями на результаты, к которым они должны привести.
Впрочем, главный признак, позволяющий отделить либерала от интервенциониста, если речь идет о системе взглядов на экономическую политику государства, — отношение к расходам бюджета. Тут, как говорится, уже без оттенков. Либерал считает, что расходы должны быть как можно ниже, интервенционист, наоборот, выступает за их расширение. В нынешнем своем послании Владимир Путин высказался на эту тему максимально осторожно. Возразить ему не смогут представители обеих «партий». Президент не сказал о необходимости сокращения бюджета. Но не заявил и о желании его увеличить. Значит, решение, вероятнее всего, будет приниматься в зависимости от текущих экономических параметров, что в условиях масштабов российской экономики — предсказуемый шаг, выполненный вполне в духе тезисов о ручном управлении.
Социальная политика
Этой теме посвящено не менее трети документа, с которым выступал президент. Понятно, что Россия по Конституции — государство с приоритетом социальной политики, но в условиях противостояния, в которое оказалась втянута страна, социальный блок приобретает особое значение. Поэтому самым важным можно считать финал и начало выступления президента. Повторяется мысль: России необходимо сосредоточиться. А из всего остального послания следует одно: сосредоточиться надо исключительно на себе.
«В этом году мы вместе прошли через испытания, которые по плечу только зрелой, сплоченной нации, по-настоящему суверенному и сильному государству. Россия на деле доказала, что способна защитить соотечественников, с честью отстаивать правду и справедливость», — заметил Владимир Путин.
Он подчеркнул, что «наша страна сделала это благодаря вам, граждане России. Благодаря вашему труду и тем результатам, которых мы добились вместе. Благодаря вашему глубокому пониманию смысла и значимости общенациональных интересов. Мы осознали неразрывность, цельность тысячелетнего пути нашего Отечества. И мы верим в себя. В то, что многое можем и всего добьемся».
Константин Угодников
Тимофей Шевяков
Михаил Пак