События и комментарии экспертов фонда

  |  10 ноября, 2014   |   Читать на сайте издания

В современном мире есть ли место подобным оплотам науки, культуры и интеллекта?

Опрос «Известий». 
Наша страна всегда славилась наукоградами и академгородками, в которых энтузиасты, не жалея сил, двигали вперед науку, совершая прорывные открытия. А в современном мире есть ли место подобным оплотам науки, культуры и интеллекта?
 
Федор Богдановский, член рабочей группы по муниципальному контролю при Государственной думе РФ
Нет, не думаю. Я считаю, что наукограды в том виде, в котором они существовали в Советском Союзе,?— конструкция уже устаревшая, потому что в современном мире наука неотделима от образования, бизнеса и технологий. И все это лучше развивается не в каком-то отдельном мирке, а в мегаполисе или рядом с ним. Мне кажется, что век наукоградов как отдельных поселений уже прошел. Теперь они скорее должны быть в составах городского района, который ориентирован на некую социальную группу и сферу деятельности. Говоря современным языком — это специализированные кластеры. Это очень хороший способ, который позволит развивать территорию, а также обеспечит сосредоточение интеллектуальных и материальных ресурсов в определенной точке.
 
Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС
Не уверена. Но до того, как искать место академгородкам в нашей современной жизни, надо бы разобраться в том, какое в ней место сейчас занимают наука и ученые. Но это так, к слову.
В настоящее время академгородки вызывают у меня ассоциацию с дачными поселками, в которых когда-то жили академики, поэты, писатели, художники и артисты. Эти люди были славой советской науки, образования и культуры. Но потом их не стало или остались очень немногие, а дети и внуки далеко не всегда смогли продолжить их дело или достичь таких же высот в другом деле. И все дачи академиков, поэтов и писателей, художников и композиторов, артистов и режиссеров превратились просто в объекты недвижимости, за которые нередко идет борьба, причем не совсем джентльменскими методами.
Академгородки, как эти дачные поселки, со времени их молодой славы постепенно, по мере старения их прежнего научного населения, все больше становятся лишь небольшими городами, не очень ориентированными на науку. Предлагаете создать новые? Только если как кампусы университетов с очень подвижным населением. Может, тогда и наука постепенно переедет по университетскому адресу.
 
Леонид Соркин, доктор технических наук, председатель совета директоров компании Honeywell в России
Да, безусловно. Стоит отметить, что количество и размеры академгородков и наукоградов в классическом смысле, то есть какими мы помним их в советское время, сокращаются, однако благодаря изменившимся хозяйственным отношениям появляются новые, более разнообразные формы существования центров развития инноваций и коммерциализации технологий. Возрастает количество проектов, направленных на внедрение результатов научных исследований.
Хорошим примером может быть «Сколково», которое представляет собой целую экосистему, охватывающую множество отраслей российской экономики. Это пример коммерческого проекта, который благодаря усилиям государства и стратегических партнеров становится базой для создания высокотехнологического кластера развития бизнеса, науки и инноваций. Кроме того, высокий уровень профессионалов, вовлеченных сегодня в подобные проекты, дает надежду, что российские инновационные площадки могут стать интеллектуальными технологическими центрами на территории бывшего СССР и могут быть вполне конкурентоспособными в сравнении с другими кластерами Европы и мира.
 
 
Константин Костин, председатель правления Фонда развития гражданского общества
Да, я уверен, что наукограды нужны нашей стране. Ведь новые прорывные открытия и научные достижения рождаются именно здесь. Сейчас очень много говорится про удаленный доступ, современные коммуникации, но если мы посмотрим, где живут ученые, получающие Нобелевские премии, особенно в области точных дисциплин, то увидим, что в этих местах высокая концентрация исследователей именно физическая. Они встречаются, проводят совместные исследования, общаются. Среда крайне важна в любом творчестве, в том числе и в научном.
Но тут вопрос подхода — пытаться модернизировать уже существующие наукограды или создавать новые? В первом случае есть много своих плюсов — уже существующая база для исследований, определенная традиция, научная школа. Хотя есть много преимуществ и в случае, если мы создаем новые наукограды. Не секрет, что сейчас изменились инфраструктура и требования к научно-производственной базе. Иногда бывает легче заново построить, чем ремонтировать. Этот подход сейчас реализуется в «Сколково».
 
Евгений Брюн, главный нарколог Минздрава России
Да. Я думаю, что наукограды и академгородки должны и сейчас существовать в нашей стране. Ведь любому ученому для развития нужна ученая среда, чтобы он мог общаться с коллегами, делиться мыслями, выступать на конференциях. Это установленный факт. Если же ученый выпадает из своей среды — ему трудно совершать открытия, проводить исследования. Уверен, что они имеют право на жизнь. Посмотрите на результаты, достигнутые в Силиконовой долине в Соединенных Штатах или в Академгородке в Новосибирске, который существует еще с советских времен.
 
Вячеслав Тимченко, член Совета Федерации, заместитель председателя комитета по регламенту и организации парламентской деятельности
Да, естественно, у нас есть потребность в наукоградах. К сожалению, сейчас российская наука в некоторых секторах серьезно отстает от мировых лидеров, и это серьезная проблема. И я думаю, что пришло время уделять серьезное внимание развитию науки. Стране нужны ученые, которые не просто идут в ногу со временем, но и где-то опережают его. Поэтому и надо создать им условия для работы.