События и комментарии экспертов фонда

  |  17 ноября, 2014   |   Читать на сайте издания

Ярославль готов отказаться от выборов мэра

 

В гордуме Ярославля создана рабочая группа по замене всенародных выборов мэра города процедурой назначения сити-менеджера. Инициативу городских депутатов готовы поддержать в профильном комитете Ярославской областной думы и фракции «Единой России». Эксперты называют инициативу закономерной, так как последний градоначальник был замешан в коррупции, а политическая стабильность в регионе оставляет желать лучшего. 

— Рабочая группа из депутатов муниципалитета Ярославля уже начала заниматься вопросом по преобразованию процедуры выборов главы города. Наша инициатива основана на том, что в половине субъектов РФ решение об отказе от всенародных выборов уже принято, а также в связи с непростой управленческой ситуацией в городе, когда несколько высокопоставленных чиновников и мэр Ярославля были замешаны в коррупции, — рассказал «Известиям» глава постоянной комиссии по вопросам городского самоуправления, законности и правопорядка муниципалитета Ярославля Олег Ненилин. 

Напомним, что последний избранный мэр Ярославля Евгений Урлашов и ряд его подчиненных сейчас находятся под стражей в связи с обвинением в получении взятки в сумме 30 млн рублей от руководителя коммерческой организации в обмен на помощь в приобретении муниципального имущества. Еще одно обвинение во взятке 500 тыс. рублей в обмен на отказ мэрии от исковых требований в отношении другого предпринимателя. 

Не так давно было вынесено решение в отношении вице-мэра Ярославля Евгения Розанова, который получил от бизнесмена 1 млн рублей за продление госконтракта и мировое соглашение в арбитражном суде. Чиновник получил наказание в виде 5 лет колонии строгого режима и штрафа в размере 5 млн рублей.

Как отмечает «Известиям» Ненилин, у нынешней процедуры избрания мэра еще несколько минусов в том, что глава города начинает вести игру, зачастую выстраивая свою позицию на популистических заявлениях, но избравшись он забывает про обещания. По его словам, всё это сказывается на жизни населения. Если же хозяйственной деятельностью города будет заниматься не политик, а назначаемый на этот пост профессиональный менеджер, карьера которого будет зависеть от качества работы, ему будет не до конфликтов с региональными властями, чем также грешили избранные мэры.

— Сейчас получается, если всенародно избранный мэр не выполняет свои обязанности, мы с ним сделать ничего не можем. Только по истечении 3 лет, когда он получит две неудовлетворительные оценки муниципалитета, у нас появляется механизм его отзыва. Это долго и не позволяет осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти, — добавляет депутат. 

Отметим, что в ноябре Ярославская областная дума уже приняла закон «О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», который стал итогом муниципальной реформы в регионе. Согласно ему, главы всех муниципальных образований, за исключением Ярославля и Рыбинска, будут избираться непрямым голосованием депутатами городских и местных советов из своего состава. На уровне районных администраций области вводится пост сити-менеджера, которого будет утверждать специальная конкурсная комиссия. 

Как пояснили «Известиям» депутаты Ярославской областной думы, на момент принятия закона позиция областного центра была не совсем понятна. Если депутаты муниципалитета Ярославля готовы выйти с инициативой по изменению процедуры избрания мэра областного центра, то они найдут поддержку. 

— Мы испробовали разные способы выборов и назначения градоначальников. Опыт показывает, что на данном этапе развития страны на уровне городов, особенно таких крупных, как Ярославль, назначение сити-менеджеров, которые будут заниматься хозяйством, а не политикой, более оптимально. Опыт показывает, что люди еще не научились выбирать профессиональных управленцев, а зачастую делают выбор в пользу политиков-популистов. Сегодня политтехнологи на это кресло могут избрать любого дурака, — считает глава комитета по законодательству, вопросам госвласти и местного самоуправления облдумы Андрей Крутиков.

По его словам, может быть, через 5–10 лет россияне научатся делать правильный выбор в пользу профессиональных управленцев, тогда к выборным процедурам стоит вернуться. 

— Если к нам обратятся депутаты гордумы и граждане, которые предложат поддержать эту систему, то мы их поддержим. Если города-миллионники, такие как Астрахань, Челябинск, Ростов (недавно отказались от процедуры всенародных выборов мэров. — «Известия»), принимают аналогичные решения, я не сомневаюсь, что люди крепко подумали перед тем, как на это пойти. Поэтому мне кажется, что это, безусловно, правильное предложение, — добавляет глава комитета по энергетике и ЖКХ Ярославской облдумы Виктор Тамаров.

По словам Тамарова, в случае появления в регионе вертикали исполнительной власти глава города подотчетен губернатору региона, который несет ответственность за политическую стабильность и эффективность управления всем субъектом.

— Сейчас формально глава города, избираемый населением, может игнорировать губернатора и вступить с ним в конфликт, от которого в первую очередь пострадают люди. Если мы переходим к процедуре сити-менеджера, то мы регулируем срок назначения человека на должность и его пребывания на ней, — отмечает депутат. 

Инициативу города поддерживают в «Единой России».

— Я всегда говорил, что нам нужен мэр, назначенный на конкурсной основе, как вы говорите, сити-менеджер, хотя действительно в принятом варианте закона изначально процедура всенародных выборов нами была сохранена, — пояснил глава фракции «Единой России» Николай Александрычев. По его словам, если всенародные выборы в Ярославле сохранить, то к власти могут прийти некомпетентные или жаждущие обогащения люди, а не профессионалы. 

Эксперты считают появление поста сити-менеджера в Ярославле закономерным, однако при этом отмечают, что каждый регион имеет свои особенности.

— Там, где управление городом было не совсем удачным, переход к назначению сити-менеджера вызывает понимание у общественности, а там, где сити-менеджер не оправдал ожиданий, возвращаются к процедуре всенародного избрания, — говорит глава Политической экспертной группы Константин Калачев, не признающий очередной отказ от всенародных выборов как всероссийскую тенденцию.

По его словам, главы регионов, конечно, заинтересованы в избавлении от наиболее сильных политических конкурентов в лице мэров, но в случае с Ярославской и, например, Астраханской областями (в начале ноября Кировский суд Астрахани приговорил к 10 годам колонии строгого режима мэра города Михаила Столярова. Его признали виновным в получении взятки в 10 млн рублей; ч. 6 ст. 290 УК РФ. — «Известия») у региональных властей есть свои весомые аргументы.

— В первую очередь необходимо учитывать текущую ситуацию в городе: надо понимать какая там есть кадровая скамейка запасных, кто готов работать мэром, насколько с этим согласятся элиты. Ярославль имел опыт двух избранных мэров: если Виктор Волончунас — это успешный опыт (город действительно развивался), то Евгений Урлашов в большей степени занимался политикой, а городское хозяйство находилось в ужасающем состоянии, — отмечает, в свою очередь, глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин. 

По его словам, сегодня нет внятного объяснения, почему команда Урлашова в городском хозяйстве ничего изменить не могла.

— Все элиты и политические силы Ярославля должны оценить аргументы «за» и «против» и прийти к оптимальной модели для горожан. Нужно выбрать такую систему управления городом, которая будет нести ответственность перед населением и при этом всем эффективно управлять, — советует ярославцам эксперт.