Развитая стабильность
Последний выпуск рейтинга эффективности российских губернаторов Фонда развития гражданского общества показал: в России, во всяком случае, на уровне регионального управления, наступила стабильность. Если в прошлых выпусках изменение рейтинга глав регионов на десяток позиций встречалось регулярно, то теперь максимум — это подвижка на четыре позиции.
Характерно, что среди лидеров падения оказались главы Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Игорь Кошин и Наталья Комарова. Это два из трех регионов, которые, обладая по федеральной конституции полноценным статусом субъекта федерации, входят в состав других регионов. Ненецкий округ является частью Архангельской области, а Ханты-Мансийский округ, вместе с Ямало-Ненецким, входят в Тюменскую область.
Большинство регионов-матрешек были объединены еще в середине 2000-х годов, до нового десятилетия дожили только те, что получали значительные поступления в бюджет от нефтегазовых компаний — для них никакого смысла полноценно входить в состав материнских регионов не было.
Однако на этой неделе в прессе появилась информация о том, что руководители всех трех оставшихся подчиненных регионов будут обращаться к федеральным властям с просьбой позволить им не проводить губернаторские выборы, а глав окружных администраций назначать по «кавказскому» сценарию с тем лишь исключением, что влиять на подбор кандидатов должны не только парламентские партии, но и губернаторы материнских регионов.
С учетом ослабления позиций глав подчиненных регионов — а рейтинг эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества основывается не только на мнении экспертов, но и на социологических исследованиях, анализе прессы и т. д. — речь может идти о постепенном свертывании самостоятельности оставшихся независимых регионов в рамках «матрешек».
По словам председателя Экспертного совета ФоРГО Леонида Давыдова, стремление к отмене губернаторских выборов действительно может означать постепенное движение к объединение двух оставшихся в России регионов-матрешек.
При этом изменение процедуры назначения губернаторов автономных округов в регионах-матрешках позволит главам ЯНАО и ХМАО получить назначение еще весной, когда у них истекут полномочия — по действующему закону они должны идти на выборы, которые пройдут в единый день голосования, 13 сентября 2015 года.
Леонид Давыдов рассказал «Полит.ру», что в этом политическом сезоне, как и в предыдущем, стоит ждать назначения досрочных выборов во многих регионах. Дело в стремлении федеральных властей по максимуму развести региональные и парламентские выборы, которые намечены на 2016 год.
Государственная Дума в 2016 году впервые за более чем 10 лет будет избираться в том числе по одномандатным округам — таким образом депутатские кресла получит половина состава нижней палаты парламента. Многие опасаются, что совмещение в одном регионе выборов губернатора и депутата может запутать жителей и привести к лишним проблемам. Особенно если границы избирательного округа будут совпадать с границами региона — такая ситуация будет в малонаселенных субъектах. Получается, что одновременно мандат народного доверия получат сразу два человека.
В 2016 году заканчиваются полномочия семи губернаторов: Карачаево-Черкессии, Чечни, Камчатки, Ульяновской, Сахалинской, Тверской и Тульской областей. Глава Карачаево-Черкессии назначается членами регионального парламента, остальные губернаторы, согласно действующему закону, должны проходить процедуру избрания.
Соответственно не исключено, что в части из этих регионов, а может быть и во всех, пройдут досрочные выборы губернаторов. Причем инициатива, считает Давыдов, будет идти не снизу, а из Кремля — именно федеральный центр наименее заинтересован в совмещении избирательных компаний различного уровня.
В результате оказывается, что несмотря на относительную стабильность положения глав региональных администраций в рейтинге эффективности губернаторов ФоРГО, политическая жизнь в российских регионах замирать не собирается. Россиян, похоже, ждут не только досрочные губернаторские выборы, но и, вполне вероятно, вторая волна объединения регионов.