Ямал подравняют под Чечню.
Сегодня ямальские депутаты объяснили, почему готовы лишить жителей округа возможности избирать губернатора. Парламентарии надеются, что решить вопрос с отменой выборов удастся до Нового года. В марте заканчиваются полномочия Дмитрия Кобылкина. К этому моменту власти уже должны определить кандидата на пост главы региона и согласовать все организационные формальности. Федеральные эксперты перспективы проекта оценивают осторожно. Подробности — в материале «URA.Ru».
Депутаты Законодательного собрания ЯНАО внесли законопроекты, регулирующие отмену прямых выборов губернатора Ямала. Парламентарии получили сразу несколько документов: корректировки в Устав региона, в федеральный закон об общих принципах организации законодательной, исполнительной власти и в закон о политических партиях. Как пояснили «URA.Ru» в правительстве региона, поправки в ФЗ «Об общих принципах...» касаются именно сложносоставных субъектов: предполагается, что в самом субъекте губернатор будет избранный, а в округах — назначенный.
Фактически сегодня законодатели первый раз публично объявили о своем решении. Спикер Заксобрания Сергей Харючи прокомментировал изменения официально. «По формальным признакам наши территории входят в составы областей, но при этом мы являемся самостоятельными субъектами. Будут совершенствоваться партнерские отношения, к тому же такая схема избрания губернаторов экономит бюджетные средства», — разъяснил председатель парламента.
Глава комитета по местному самоуправлению и госустройству регионального Заксобрания Марат Абдрахманов озвучил процессуальные тонкости. «Сегодня внесены законопроекты об изменении регионального законодательства и инициатива об изменении федерального закона. Федеральным законодательством предусмотрены оба варианта наделения полномочиями губернатора округа — всенародное голосование и назначение. Субъект вправе выбрать один из двух вариантов. Ямальские депутаты решили вернуться к системе, когда главу региона назначает президент. Схема выглядит следующим образом: глава государства вносит три кандидатуры в окружное Заксобрание за двадцать дней до окончания полномочий губернаторов. Далее депутаты утверждают одного из кандидатов», — рассказывает Марат Абдрахманов.
19 ноября на заседании Заксобрания состоится голосование по поддержке этих предложений. Очевидно, что документы будут приняты почти единогласно (в Заксобрании Ямала один «справоросс» и один член КПРФ, они могут проголосовать «против»). Далее законодательную инициативу региона будут рассматривать уже на уровне Госдумы.
«Я не считаю, что в этом случае можно говорить об ущемлении демократии и интересов народа. Депутатов Заксобрания тоже выбирали ямальцы — они проголосовали за своих представителей, следовательно, должны им доверять. Причины, по которым мы предлагаем такие корректировки, кроются во внешнеполитической обстановке. Ямал — это стратегический регион, это новые месторождения, это Арктика. Сейчас нужно плотно заниматься именно этим, и не хотелось бы отвлекаться на выборы. Лишние волнения, потрясения ни к чему. Важно сохранять спокойствие в стратегическом регионе России. Необходимо консолидировать все силы, больше внимания уделять экономике, а не политическим распрям», — пояснил г-н Абдрахманов.
Не исключено, что правом представлять кандидатуры президенту будет наделен глава сложносоставного субъекта — губернатор Тюменской области Владимир Якушев, которого жители округов поддержали на выборах 14 сентября. В федеральном законе оговаривается, что президенту кандидатуры могут вносить и политические партии. Как будет организован процесс в тюменской «матрешке», пока не до конца ясно.
Нет ясности и по срокам рассмотрения поправок в закон Госдумой: этот год или начало 2015-го? Эксперты пока не берутся назвать и возможных конкурентов Дмитрия Кобылкина (в случае, если он будет выдвинут). «Обычно в таких случаях выдвигается кто-то из сильных глав муниципалитетов, который, возможно, потом будет баллотироваться в Совет Федерации. Пока сложно сказать, будут ли на Ямале такие фигуры. Кроме того, не исключено, что в числе кандидатов будут депутаты. Не надо забывать, что и партии имеют возможность выдвигать своих представителей», — говорит наш собеседник в администрации.
Политологи неоднозначно оценивают региональную инициативу. Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин считает, что в «сложных» субъектах выборы губернаторов автономий действительно могут быть заменены наделением полномочий через законодательные органы субъектов. «Тюменская область уже пережила всенародные выборы. Их повторение, хоть и с учетом того, что избирается глава автономии, может быть избыточно. Вполне разумным выглядит назначение глав субъектов. Это более прозрачная система наделения полномочиями глав субъектов, входящих в „матрешку“. При этом во время избирательных кампаний, как правило, активизируются элиты, которые лоббируют интересы своих представителей. Возможностей для негативных сценариев во время прямых выборов больше, чем в рамках процедуры назначения. Думаю, таким образом можно будет соблюсти баланс интересов окружных и областных элит», — считает эксперт. Костин также добавил, что вряд ли это скажется на влиянии губернаторов. «Для нас и назначаемые, и избираемые губернаторы — все равны», — заметил он. Действительно, вряд ли кто-то скажет, что мэр Москвы Сергей Собянин «ровнее» президента Чечни Рамзана Кадырова.
Полномочия глав ХМАО и ЯНАО заканчиваются в марте 2015 года. При этом полномочия депутатов Заксобрания ЯНАО — только осенью. Это значит, что утверждать предложенных президентом губернаторов может действующий состав регионального парламента.
«Фактически, это лишение Дмитрия Кобылкина возможности получить самый высокий результат в стране на прямых выборах», — констатирует сверхпопулярность губернатора руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Эксперт не исключает гипотетической возможности актуализации темы объединения. Хотя собеседники в правительстве округа утверждают, что речи об этом не идет. Напомним, между регионами действует соглашение о сотрудничестве, значимость и работоспособность которого неоднократно подчеркивалась тремя губернаторами.
Калачев озвучивает и другую версию. «Это создание прецедента. Раньше считалось, что возможность назначения губернаторов прописана только для северокавказских регионов. Однако выяснилось, что это не так. Если таким образом удастся минимизировать риски в самых богатых регионах, то далее эту практику распространят на все остальные области. Кроме того, если говорить о крайностях, можно подумать, что власти страхуются. Чисто гипотетически возможно в случае серьезного ухудшения экономического положения обострение регионального сепаратизма. И тогда Кремль сможет урегулировать эти процессы», — говорит политолог.
Депутаты Госдумы пока не готовы оценивать поправки. «Я еще не успел внимательно ознакомиться с документами», — заключил депутат от Ямала Григорий Ледков.