http://glasnarod.ru: Рейтинг эффективности губернаторов. Шестой выпуск
Данный рейтинг является интегральным продуктом, при составлении которого учитывались данные исследования «Георейтинг» Фонда «Общественное мнение», характеристики экономического положения в регионе по материалам Федеральной службы государственной статистики России, индекс медиа-эффективности, рассчитанный «Национальной службой мониторинга», экспертные оценки и показатели социального самочувствия регионов России.
Первая группа - очень высокий рейтинг (свыше 75 баллов)
No
|
Регион
|
Итог
|
Динамика
|
1.
|
Кобылкин Д.Н. (Ямало-Ненецкий автономный округ)
|
98
|
|
2-3.
|
Артамонов А.Д. (Калужская область)
|
96
|
|
2-3.
|
Савченко Е.С. (Белгородская область)
|
96
|
|
4-5.
|
Минниханов Р.Н. (Республика Татарстан)
|
95
|
|
4-5.
|
Тулеев А.Г. (Кемеровская область)
|
95
|
|
6-7.
|
Гайзер В.М. (Республика Коми)
|
94
|
|
6-7.
|
Кадыров Р.А. (Чеченская Республика)
|
94
|
|
8-9.
|
Собянин С.С. (Город Москва)
|
93
|
|
8-9.
|
Якушев В.В. (Тюменская область)
|
93
|
|
10.
|
Орлова С.Ю. (Владимирская область)
|
92
|
|
11-12.
|
Копин Р.В. (Чукотский автономный округ)
|
91
|
|
11-12.
|
Печеный В.П. (Магаданская область)
|
91
|
|
13.
|
Шпорт В.И. (Хабаровский край)
|
90
|
(+3)
|
14-16.
|
Гордеев А.В. (Воронежская область)
|
88
|
(-2)
|
14-16.
|
Ткачев А.Н. (Краснодарский край)
|
88
|
(-1)
|
14-16.
|
Бочаров А. И. (Волгоградская область)
|
88
|
(+1)
|
17.
|
Воробьев А.Ю. (Московская область)
|
85
|
(-2)
|
18-19.
|
Дубровский Б. А. (Челябинская область)
|
80
|
|
18-19.
|
Кожемяко О.Н. (Амурская область)
|
80
|
|
20-21.
|
Темрезов Р.Б. (Карачаево-Черкесская Республика)
|
78
|
|
20-21.
|
Абдулатипов Р.Г. (Республика Дагестан)
|
78
|
|
22.
|
Илюхин В.И. (Камчатский край)
|
77
|
(+1)
|
Вторая группа - высокий рейтинг (75 - 65 баллов)
No
|
Регион
|
Итог
|
Динамика
|
23-26.
|
Бочкарев В.К. (Пензенская область)
|
75
|
|
23-26.
|
Кошин И.В. (Ненецкий автономный округ)
|
75
|
(-4)
|
23-26.
|
Миклушевский В.В. (Приморский край)
|
75
|
|
23-26.
|
Турчак А.А. (Псковская область)
|
75
|
|
27-29.
|
Ерощенко С.В. (Иркутская область)
|
74
|
|
27-29.
|
Полтавченко Г.С. (город Санкт-Петербург)
|
74
|
|
27-29.
|
Хамитов Р.З. (Республика Башкортостан)
|
74
|
|
30-33.
|
Берг Ю.А. (Оренбургская область)
|
73
|
(+1)
|
30-33.
|
Зимин В.М. (Республика Хакасия)
|
73
|
|
30-32
|
Меркушкин Н.И. (Самарская область)
|
73
|
(+1)
|
33-34.
|
Радаев В.В. (Саратовская область)
|
72
|
|
33-34.
|
Шанцев В.П. (Нижегородская область)
|
72
|
(-4)
|
35-37.
|
Борисов Е.А. (Республика Саха (Якутия))
|
71
|
(-1)
|
35-37.
|
Голубев В.Ю. (Ростовская область)
|
71
|
(+1)
|
35-37.
|
Дрозденко А.Ю. (Ленинградская область)
|
71
|
|
38-39.
|
Евкуров Ю.Б. (Республика Ингушетия)
|
70
|
(+1)
|
38-39.
|
Комарова Н.В. (Ханты-Мансийский автономный округ)
|
70
|
(-4)
|
40-42.
|
Кара-оол Ш.В. (Республика Тыва)
|
69
|
|
40-42.
|
Коньков П.А. (Ивановская область)
|
69
|
|
40-42.
|
Митин С.Г. (Новгородская область)
|
69
|
|
43.
|
Ильковский К.К. (Забайкальский край)
|
68
|
(+1)
|
44-46.
|
Бетин О.И. (Тамбовская область)
|
67
|
(-1)
|
44-46.
|
Наговицын В.В. (Республика Бурятия)
|
67
|
|
44-46.
|
Орлов А.М. (Республика Калмыкия)
|
67
|
|
47-49.
|
Бердников А.В. (Республика Алтай)
|
66
|
(-1)
|
47-49.
|
Волков В.Д. (Республика Мордовия)
|
66
|
|
47-49.
|
Тхакушинов А.К. (Республика Адыгея)
|
66
|
|
Третья группа - средний рейтинг (65 - 50 баллов)
No
|
Регион
|
Итог
|
Динамика
|
50.
|
Груздев В.С. (Тульская область)
|
65
|
|
51-52.
|
Жвачкин С.А. (Томская область)
|
64
|
|
51-52.
|
Игнатьев М.В. (Чувашская Республика)
|
64
|
|
53-55.
|
Владимиров В.В. (Ставропольский край)
|
63
|
|
53-55.
|
Ковтун М.В. (Мурманская область)
|
63
|
|
53-55.
|
Куйвашев Е.В. (Свердловская область)
|
63
|
(+2)
|
56-58.
|
Королев О.П. (Липецкая область)
|
62
|
|
56-58.
|
Кувшинников О.А. (Вологодская область)
|
62
|
|
56-58.
|
Потомский В.В. (Орловская область)
|
62
|
(+2)
|
59.
|
Ковалев О.И. (Рязанская область)
|
61
|
|
60.
|
Коков Ю. А. (Кабардино-Балкарская Республика)
|
60
|
(+1)
|
61-62.
|
Морозов С.И. (Ульяновская область)
|
59
|
(-2)
|
61-62
|
Ситников С.К. (Костромская область)
|
59
|
(+2)
|
63-65.
|
Городецкий В. Ф. (Новосибирская область)
|
58
|
|
63-65.
|
Михайлов А.Н. (Курская область)
|
58
|
(-1)
|
63-65.
|
Толоконский В. А. (Красноярский край)
|
58
|
|
66.
|
Орлов И.А. (Архангельская область)
|
57
|
(-1)
|
67.
|
Карлин А.Б. (Алтайский край)
|
56
|
(+1)
|
68-69.
|
Белых Н.Ю. (Кировская область)
|
55
|
|
68-69.
|
Маркелов Л.И. (Республика Марий Эл)
|
55
|
(-1)
|
70.
|
Кокорин А.Г. (Курганская область)
|
54
|
|
71-73.
|
Назаров В.И. (Омская область)
|
53
|
|
71-73.
|
Островский А.В. (Смоленская область)
|
53
|
(+1)
|
71-73.
|
Соловьев А.В. (Удмуртская Республика)
|
53
|
|
74-75.
|
Винников А.А. (Еврейская автономная область)
|
52
|
(-1)
|
74-75.
|
Худилайнен А.П. (Республика Карелия)
|
52
|
(+1)
|
76-77.
|
Хорошавин А.В. (Сахалинская область)
|
51
|
|
76-77.
|
Жилкин А.А. (Астраханская область)
|
51
|
(-2)
|
Четвертая группа - рейтинг ниже среднего (от 50 баллов и ниже)
No
|
Регион
|
Итог
|
Динамика
|
78-79.
|
Басаргин В.Ф. (Пермский край)
|
50
|
|
78-79.
|
Цуканов Н.Н. (Калининградская область)
|
50
|
|
80.
|
Мамсуров Т.Д. (Республика Северная Осетия-Алания)
|
48
|
|
81.
|
Ястребов С.Н. (Ярославская область)
|
47
|
|
82.
|
Шевелев А.В. (Тверская область)
|
46
|
|
В Брянской области произошла смена высшего должностного лица. Вместо Н.Денина 9 сентября 2014 г. исполняющим обязанности губернатора области назначен А.Богомаз. Для корректной оценки деятельности он будет включен в рейтинг через два месяца после наделения полномочиями. Согласно данным Рейтинга эффективности губернаторов, показатель ушедшего в отставку Н.Денина был бы следующим: 81-82 место (47 баллов).
В рейтинге также отсутствуют высшие должностные лица воссоединившихся с Россией Республики Крым (С.В.Аксенов) и города Севастополя (С.И.Меняйло). Они будут включены в исследование после окончания переходного периода.
Пояснительная записка
Общие тенденции
После завершения избирательной кампании и отмены понижающего коэффициента (КОЛ-фактора) рейтинг демонстрирует тенденцию к закреплению результатов практически по всем исследовательским модулям, что обеспечивает его консервативный характер. Основная динамика фиксируется внутри самих групп при численном выражении изменений в пределах от 1 до 3 позиций. Исключение составляет II группа, где динамика несколько выше - в пределах 4 позиций. Все это объясняет и практически полное отсутствие примеров смены групп. Единственное исключение - переход губернатора Ненецкого АО И.Кошина из I группы во II. Его место в конце I группы занял переместившийся из начала II группы губернатор Камчатского края В.Илюхин.
Ситуация по группам
I группа
В I группе достаточно ярко проявляются консервативные тенденции. В неизменном виде по сравнению с предыдущим выпуском осталась не только «первая тройка», но и «первая десятка» рейтинга. Однако за пределами «десятки» фиксируется некоторая динамика. В частности, обращает на себя внимание снижение результатов А.Гордеева (Воронежская область, -2 позиции). Ключевым фактором, повлиявшим на его положение в рейтинге, стали проблемы с исполнением Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и использованием средств Федеральной программы по переселению граждан из аварийного жилья. Как отмечает ряд независимых экспертов, в Воронежской области больше половины из запланированных на 2013 г. расселений к октябрю 2014 г. не состоялось и при текущих показателях существует угроза, что регион может не успеть завершить работу по расселению аварийного фонда до 2017 года. Кроме того, в регионе фиксируются определенные проблемы с подготовкой к отопительному сезону. В частности, глава администрации города Семилуки С.Скорняков был вынужден уйти в отставку из-за того, что местная управляющая компания оказалась на грани банкротства, при этом чиновники проигнорировали встречу с жителями домов, которые данная компания обслуживала.
Для А.Воробьева (Московская область, -2) критичными стали вопросы к качеству муниципальных выборов в регионе, что стало предметом для обсуждения в ходе прошедшего заседания Совета при Президенте РФ по правам человека.
II группа
Во II группе фиксируется наибольшее число изменений. Именно в эту группу перешел И.Кошин (Ненецкий АО), утративший 4 позиции и в результате покинувший I группу с очень высоким рейтингом. Это связано с тем, что И.Кошину не удалось обеспечить необходимый уровень консолидации политической элиты на региональном и муниципальном уровне. В частности, председателем Совета Нарьян-Мара избрана не подержанная городской конференцией и депутатской группой партии «Единая Россия» О.Пахомова, а возглавлявшая Совет предыдущего созыва О.Старостина, также представляющая «Единую Россию», однако выдвинувшая свою кандидатуру самостоятельно и вопреки позиции губернатора. Рядом аналитиков это было расценено как ослабление влияния И.Кошина на политическую ситуацию в административном центре округа. Кроме того, О.Старостина уже заявила, что властям города необходимо добиваться возвращения ряда полномочий, которые по инициативе губернатора решением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа с 2015 года переданы на окружной уровень.
Также на 4 позиции ухудшился результат В.Шанцева (Нижегородская область). Эксперты объясняют это продолжением развития ситуации вокруг конфликта интересов в окружении губернатора. В частности, речь идет о бывшем заместителе губернатора по строительству А.Аверине, которого прокуратура обвиняет в причастности (через свою бывшую тещу) к деятельности компании «Строй- мост», одержавшей победу в конкурсах на строительство крупных инфраструктурных объектов в регионе. 24 сентября нижегородский областной суд отклонил апелляционную жалобу представителей А.Аверина и вице-губернатора В.Иванова на решение суда о неисполнении чиновниками антикоррупционного законодательства. Жалоба была подана на июньское решение Нижегородского районного суда Нижнего Новгорода о признании бездействия В.Иванова по урегулированию конфликта интересов А.Аверина. Несмотря на это, 30 октября В.Иванов был вновь утвержден на должность вице-губернатора, первого заместителя главы региона.
III группа
В III группе в основном обращает на себя внимание позитивная динамика Е.Куйвашева (Свердловская область, +2), закрепившего свой успех от формирования внутриэлитного консенсуса в регионе. Та же причина способствовала укреплению позиций В.Потомского (Орловская область, +2), который успешно реализовал коалиционный сценарий с привлечением ведущих политических сил к выстраиванию механизма управления регионом, и С.Ситникова (Костромская область, +2).
В то же время, несмотря на успешное выступление на выборах губернатора 14 сентября 2014 г., ухудшил свои показатели А.Жилкин (Астраханская область, - 2). На рейтинг главы региона негативно повлияла серия коррупционных скандалов, в частности, задержание и возбуждение уголовного дела в отношении исполняющего обязанности начальника управления муниципального имущества администрации г.Астрахани С.Салангина по статье 290 УК РФ («Получение взятки»)» и приговор в отношении отстраненного от должности мэра Астрахани М.Столярова, приговоренного к 10 годам лишения свободы и штрафу в 500 млн. рублей по той же статье. По мнению экспертов, данная ситуация свидетельствует о серьезном системном кризисе на уровне муниципального управления в области и в случае непринятия серьезных мер со стороны главы региона способна еще больше ослабить его позиции.
IV группа
IV группа рейтинга является наиболее консервативной. Никаких изменений как по позициям, так и по баллам в ней не фиксируется.
В целом, учитывая данные по всем четырем группам, можно предположить, что состав как лидеров, так и аутсайдеров рейтинга на конец года в целом определился.
Методика
Данный рейтинг является интегральным исследованием на основе пяти тематических модулей.
При рейтинговании губернаторов применяется шкала оценок от 1 до 100 баллов. Губернаторы, получившие оценку свыше 75 баллов, зачисляются в первую группу «очень высокий рейтинг», от 75 до 65 баллов - во вторую группу «высокий рейтинг», от 65 до 50 баллов - в третью группу «средний рейтинг», от 50 баллов и ниже - в четвертую группу «рейтинг ниже среднего».
Первый модуль - базовый (играет определяющую роль в формировании конечного результата - максимум 75 баллов из 100 возможных). Он основан на результатах исследования Фонда «Общественное мнение» «Георейтинг» (опрашивается 56900 респондентов, погрешность 1%) и экспертной оценке.
В качестве социологических критериев первого модуля используются результаты ответов на следующие вопросы:
Если говорить в целом, Вы довольны или недовольны положением дел в нашей области (крае, республике, для Москвы и Санкт-Петербурга - городе)?
Учитывается вариант ответа «довольны»:
От 50% - 15 баллов.
От 30% до 50% - 10 баллов.
Ниже 30% - 5 баллов.
Вклад в итоговый результат - максимум 15 баллов.
Как Вам кажется, в целом ситуация в нашей области (крае, республике, для Москвы и Санкт-Петербурга - городе) сейчас улучшается, ухудшается или практически не меняется?
Учитывается вариант ответа «улучшается»:
От 30% - 15 баллов.
От 10% до 30% - 10 баллов.
Ниже 10% - 5 баллов.
Вклад в итоговый результат - максимум 15 баллов.
Как Вы полагаете, нашей области (краю, республике, для Москвы и Санкт- Петербурга - городу) нужен новый глава или будет лучше, чтобы главой оставался нынешний руководитель?
Учитывается вариант ответа «Лучше, чтобы главой оставался нынешний руководитель»:
От 50% - 15 баллов.
От 30% до 50% - 10 баллов.
Ниже 30% - 5 баллов.
Вклад в итоговый результат - максимум 15 баллов.
Как Вы считаете, руководитель нашей области (края, республики, для Москвы и Санкт-Петербурга - города) работает на посту главы региона хорошо или плохо?
Учитывается вариант ответа «Хорошо»: От 60% - 15 баллов.
От 40% до 60% - 10 баллов.
Ниже 40% - 5 баллов.
Вклад в итоговый результат - максимум 15 баллов.
Экспертная оценка формируется на основе опроса экспертов, которых просят оценить по пятибалльной шкале следующие показатели в регионе: политическую ситуацию, социально-экономическое положение и уровень отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти конкретного субъекта РФ. Максимальное количество баллов, которое регион может получить по результатам экспертного опроса - 15, минимальное - 3.
Конвертирование баллов экспертного опроса в баллы рейтинга происходит следующим образом:
От 12 до 15 баллов экспертного опроса - 15 баллов в рейтинге.
От 9 до 12 баллов экспертного опроса - 10 баллов в рейтинге.
Ниже 9 баллов экспертного опроса - 5 баллов в рейтинге.
Вклад в итоговый результат - максимум 15 баллов.
Второй модуль основан на данных о соотношении денежных доходов и расходов населения в конкретном регионе. Данные берутся из доклада «Социально-экономическое положение России» Федеральной службы государственной статистики.
Конвертирование данных Росстата в баллы рейтинга происходит следующим образом:
Денежные доходы превышают расходы - 5 баллов.
Денежные доходы равны расходам - 3 балла.
Денежные доходы уступают расходам - 2 балла.
Вклад в итоговый результат - максимум 5 баллов.
Третий модуль основан на анализе показателей социального самочувствия регионов России. Вклад в итоговый результат - максимум 5 баллов.
Четвертый модуль характеризует оценку экономической ситуации в субъектах РФ. Он основан частично на результатах исследования Фонда «Общественное Мнение» «Георейтинг», с использованием ответов на следующие вопросы:
Как бы Вы сегодня оценили состояние экономики нашей области (края, республики, для Москвы и Санкт-Петербурга - города) - как хорошее, удовлетворительное или плохое?
Учитывается вариант ответа «хорошее»: От 10% - 5 баллов.
От 5% до 10% - 3 балла.
Ниже 5% - 2 балла.
Вклад в итоговый результат - максимум 5 баллов.
Как Вы считаете, состояние экономики нашей области (края, республики, для Москвы и Санкт-Петербурга - города) - в настоящее время улучшается, ухудшается или не меняется?
Учитывается вариант ответа «улучшается»: От 15% - 5 баллов.
От 10% до 15% - 3 балла.
Ниже 10% - 2 балла.
Вклад в итоговый результат - максимум 5 баллов.
Совокупный вклад в итоговый результат критериев четвертого модуля - максимум 10 баллов.
Пятый модуль оценивает широкий спектр качественных и количественных показателей сообщений в СМИ о деятельности главы конкретного региона. Данные берутся из Индекса медиа-эффективности глав регионов Национальной службы мониторинга. Он построен на основе анализа более 300 000 информационных сообщений в свыше чем 500 федеральных и 8 000 региональных СМИ (ТВ, радио, пресса, информационные агентства и Интернет-СМИ).
При расчете индекса учитываются следующие параметры в рамках каждого информационного сообщения: роль глав регионов в сообщении: главная или второстепенная; позитивный/негативный контекст сообщения по отношению к главе региона; присутствие глав регионов в заголовке сообщения и/или на фото; цитируемость глав регионов.
Итоговым результатом анализа является индекс, который определяется как среднее арифметическое баллов в единичных сообщениях по следующей шкале:
Позитив + ключевое значение главы региона в тексте + заголовок + федеральное СМИ - 10 баллов.
Позитив + ключевое значение главы региона в тексте + федеральное СМИ - 8 баллов.
Позитив + второстепенная роль в тексте + федеральное СМИ - 7 баллов.
Позитив+ региональное СМИ - 6 баллов.
Нейтрально + федеральное СМИ - 5 баллов.
Нейтрально + региональное СМИ - 4 балла.
Негатив - 0 баллов.
Конвертирование показателей глав регионов из Индекса медиа-эффективности в баллы Рейтинга эффективности губернаторов происходит следующим образом:
Индекс медиа-эффективности от 4,3 и выше - 5 баллов.
Индекс медиа-эффективности от 4,1 до 4,3 - 3 балла.
Индекс медиа-эффективности ниже 4,1 - 2 балла.
Вклад в итоговый результат - максимум 5 баллов.
Список экспертов
ФИО
|
Должность
|
В.Н.Абрамов
|
Доцент Кафедры политики, социальных технологий и массовых коммуникаций БФУ им.Иммануила Канта
|
К.А.Антонов
|
Руководитель филиала ФоРГО г.Новосибирск
|
А.Г.Балыхин
|
Заместитель Руководителя Исполкома Общероссийского народного фронта
|
Д.В.Березняков
|
Заведующий Кафедрой государственного и муниципального управления
Сибирского института управления - филиал РАНХиГС
|
М.Ю. Виноградов
|
Президент фонда «Петербургская политика»
|
Е.Н.Волова
|
Руководитель филиала ФоРГО г.Калининград
|
А.Н.Высоцкий
|
Заместитель директора исследовательской компании «КМГ»
|
А.С.Гагарин
|
Руководитель филиала ФоРГО г.Екатеринбург
|
Л.В. Давыдов
|
Руководитель Экспертного совета ФоРГО
|
Е.Г.Дьякова
|
Ведущий научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения РАН
|
Р.В.Евстифеев
|
Заведующий кафедрой политологии Владимирского филиала РАНХиГС
|
С.Г. Еремеев
|
Декан факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель филиала ФоРГО г.Санкт- Петербург
|
С.Г.Зырянов
|
Директор челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при
Президенте РФ
|
В.В. Иванов
|
Руководитель Центра региональных исследований ФоРГО
|
К.Э. Калачев
|
Руководитель «Политической экспертной группы»
|
Б.Г.Койбаев
|
Заведующий кафедрой новой, новейшей истории и исторической политологии Северо-Осетинского государственного университета
|
С.Г.Комарицын
|
Директор Центра гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент», г.Красноярск
|
Г.В.Косов
|
Руководитель филиала ФоРГО г.Ставрополь
|
К.Н. Костин
|
Председатель Правления ФоРГО
|
П.Д.Ханас
|
Директор Дальневосточного консалтингового центра
|
А.Ю.Шемелев
|
Руководитель филиала ФоРГО г.Владивосток
|
М.М.Шульга
|
Заведующая Кафедрой социологии и политологии Северо-Кавказского федерального университета
|
И.Ф.Ярулин
|
Декан социально-гуманитарного факультета Тихоокеанского государственного университета
|