Губернаторы после выборов
Фонд развития гражданского общества опубликовал шестой рейтинг эффективности губернаторов российских регионов. На прошлый рейтинг сильно влияли избирательные кампании, которые так или иначе прошли в большинстве российских регионов, теперь эффективность глав региональных администраций оценена в поствыборный период.
По словам председателя правления Фонда Константина Костина, на положение губернаторов в рейтинге сильно влияет то, смогли ли они грамотно выстроить взаимоотношение элит в регионе, в том числе по линии губернатор-мэр столицы региона и, обобщая, губернатор-муниципалитеты. Отсюда резкое понижение позиции главы Ненецкого округа Игоря Кошина, ему не удалось добиться избрания своего ставленника на пост главы Нарьян-Мара. Было оценено и то, какие меры губернаторы предприняли для консолидации региональных элит.
По словам Костина, сразу видны губернаторы, которые смогли погасить внутриэлитные конфликты у себя в регионах: это Евгений Куйвашев, Вадим Потомский и Сергей Ситников из Свердловской, Орловской и Костромсокй областей соответственно. Все они прибавили по две позиции в рейтинге, хотя с точки зрения социально-экономического развития их регионы сравнивать невозможно.
В тоже время позиции Валерия Шанцева и Александра Жилкина, глав Нижегородской и Астраханской областей соответственно, ослабли. Если Жилкин опустился на две строчки, то Шанцев потерял сразу четыре позиции. Костин отметил, что претензии к Шанцеву (потерял четыре позиции в рейтинге) обусловлены претензиями к работе двух вице-губернаторов, один из которых, Иванов, был переназначен на свой пост после выборов несмотря на то, что к нему есть претензии со стороны правоохранительных органов.
Константин Костин также предупредил, что со следующего года в рейтинге ФоРГО будет отдельный модуль, который будет оценивать успешность и эффективность работы внутриполитического блока региональных администраций. По словам главы Фонда, гуманитарная составляющая работы администрации региона также важна для самочувствия граждан, как и многие другие направления. Костин отметил, что в некоторых регионах заметна преемственность внутриполитического курса даже при смене губернаторов: так в произошло в Красноярске, где, несмотря на приход к власти губернатора Толоконского, ответственный за внутреннюю политику вице-губернатор Сергей Пономаренко сохранил пост главы администрации губернатора.
Президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, один из экспертов, ответственных за составление рейтинга эффективности губернаторов, рассказал, что повышенное внимание к внутриэлитным конфликтам вполне логично. «С сокращением пирога, который делят местные элиты, конфликты усиливаются», — сказал эксперт и заметил, что в выигрыше окажутся те губернаторы, которые умеют договариваться. По словам Виноградова, пока что население России не очень остро чувствует проблемы в экономике. Такие локальные события, как митинг в Кемеровской области против роста тарифов РЖД или спад в автопроме, пока никак не влияют на самочувствие глав регионов. Однако вопрос готовности местных элит к такого рода стресс-тестам будет все более и более актуальным.
Виноградов отметил, что почти во всех регионах выборы легитимировали действующую власти, исключением стал разве что Алтай, в меньше степени вопросы остались к губернаторам Санкт-Петербурга и Московской области. После выборов и правда на первый план выходит формирование внутриэлитных коалиций, различные группировки, как правило, оказываются представлены вице-губернаторами и министрами. Так, достаточно значительные перестановки произошли в правительствах Петербурга, Алтая, Курганской и Воронежской областей, а вот в Вологодской, Самарской и Мурманской областях, в Ненецком округе и Калмыкии постов практически никто не лишился.
Интересная практика сложилась в двух регионах. В Ставропольском крае глава фракции эсеров в местном парламенте получил достаточно важный пост министра строительства, архитектуры и ЖКХ, а в Псковской области посты в правительстве получили все представители парламентских партий.
Виноградов ожидает, что, несмотря на коалицию с СР, в будущем рейтинге может быть пересмотрена позиция главы Ставропольского края Владимира Владимирова: может сказаться конфликт с руководством Минеральных вод. Также заставляет задуматься о позиции губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпрота его слова о том, что России нужно по примеру Сингапура заняться стерилизацией неблагополучных семей, чтобы у них не появлялось детей.
Также Виноградов отметил губернатора Тульской области Владимира Груздева: сейчас его рейтинг составляет 65 баллов, он находится в шаге от второй группы с высоким рейтингом. Эксперт уверен, что несмотря на некоторые вопросы, Груздев достоин места в первой половине списка.
Вообще же шестой рейтинг эффективности губернаторов отличается тем, что позиции глав регионов в нем практически не изменились. В прошлых выпусках, напомним, встречались губернаторы, которые меняли свою позиции на десять пунктов, а изредка — сразу на двадцать. Даже в третей группе, в которой, как правило, губернаторы достаточно часто двигаются в том или ином направлении, на этот раз максимальное изменение — две позиции.
Во второй группе оказались целых три губернатора, которые потеряли сразу четыре позиции. Это уже упоминавшиеся глава Ненецкого округа Игорь Кошин, который вылетел из первой группы, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и губернатор Ханты-Мансийского округа Наталья Комарова.
В первой группе самое значительное изменение — улучшение позиции главы хабаровского края Вячеслава Шпрота, видимо жители региона пока не отреагировали на его прогрессивные идеи. При этом рейтинг, например, пока не учитывает начало общественного обсуждения реформы здравоохранения в Москве: Сергей Собянин сохраняет 8-9 место. Михаил Виноградов отметил, что городская администрация может выиграть от обсуждения реформы здравоохранения только в том случае, если докажет пациентам необходимость изменений.
В целом шестой выпуск рейтинга губернаторов показал: эффективность работы региональных администраций, во всяком случае с точки зрения экспертов и общественного мнения, несколько стабилизировалась.