События и комментарии экспертов фонда

  |  05 ноября, 2014   |   Читать на сайте издания

Костин: «На рейтинг губернаторов повлияли коррупционные скандалы»

МОСКВА, 6 ноября, РИА ФедералПресс. Председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин во время презентации шестого рейтинга губернаторов заявил, что на составление топа повлияли многочисленные коррупционные скандалы и внутриполитические трения на местах. Также руководитель ФоРГО отметил, что помимо активной работы полиции для улучшения ситуации в субъектах РФ требуется не менее активная работа муниципальной и региональной властей.
 
«На положение губернаторов в рейтинге повлияло то, насколько те смогли выстроить, как говорит Михаил Виноградов, эффективную внутриэлитную конфигурацию в регионе. В первую очередь, это, конечно, по линии губернатора и административных центров субъекта, но я бы говорил еще шире – губернатор и муниципальные органы власти. Здесь мы видим понижение руководителя Ненецкого автономного округа: он из первой группы перешел во вторую и, безусловно, это связано с тем, что был избран руководитель городского совета, который выступал с оппозицией. Губернатор тем не менее сумел избраться. Как дальше поведет себя губернатор, какие меры будут предприняты для консолидации, для выстраивания коалиционной структуры – мы посмотрим, и это уже будет отображено в следующих выпусках рейтинга», – прокомментировал Костин.
 
По его словам, упрочили свое положение те руководители регионов, у которых получилась эта консолидация региональной элиты. Среди них – губернаторы Свердловской области, а также руководители Орловской и Костромской областей. «Избирательная кампания завершилась – КОЛ-фактор, который действовал два предыдущих выпуска, мы отменили, – отметил руководитель ФоРГО. – Но, что крайне показательно, несмотря на отмененный КОЛ-фактор, те губернаторы, которые попали под его действие, не улучшили свое положение, а это подтверждает нашу гипотезу о том, что проблемы с открытостью, конкурентностью и легитимностью выборов носят очень долговременный и негативный характер, который имеет такой отложенный эффект, поскольку если в ходе выборов спорные вопросы не были обсуждены, не были сняты и оценены избирателями, то дальше эта проблема, загнанная в угол, начинает проявлять себя самыми разными способами и, соответственно, имеет негативные последствия».
 
Вопросы вызывают неизменные позиции губернатора Пермского края Виктора Басаргина: руководитель края продолжает занимать первое место в «группе смерти», несмотря на ряд позитивных факторов – вхождение самого Басаргина в Госсовет, а также стабильную спокойную ситуацию, воцарившуюся в регионе. На вопрос «ФедералПресс», по каким причинам место Басаргина в рейтинге осталось неизменным, Костин ответил: «Почему он должен был подняться в рейтинге? Базовые показатели не изменились, мы действительно на уровне разных модулей фиксируем позитивную динамику. Соответственно, как только баллов будет достаточно, он, возможно, как и некоторые другие руководители, покинет последнюю группу. Тем не менее пока его ситуация стабильна».
 
В целом рейтинг получился довольно спокойный, даже консервативный. Как сообщил сам Костин, изменения носят в основном корректирующий характер, резких переходов из группы в группу нет. Зато, как он отметил, крайне серьезное влияние оказывают скандалы, связанные с конфликтом интересов и коррупционными разоблачениями.
 
«Я приведу в пример Нижегородскую область и Астраханскую. Там недавно прошли выборы, где губернаторы должны были сохранить статус-кво и улучшить свои позиции, тем не менее к двум вице-губернаторам Нижегородской области есть претензии по поводу конфликтов интересов. Позиции губернатора Нижнего Новгорода Шанцева несколько ослабели. Если говорить об Астраханской области, ситуация складывается достаточно драматическая – ее руководитель оказался на границе третьей и четвертой группы. Поскольку там системный кризис связан с муниципальным управлением – вчера был оглашен приговор мэру Астрахани и, соответственно, сейчас идет расследование в отношении заместителя руководителя города по управлению городским хозяйством и имуществом.
 
Здесь вопрос: какие инструменты есть у губернатора, для того чтобы активно влиять на ситуацию с целью ее улучшения и оздоровления? Ответ: во-первых, это, безусловно, политический инструмент, во-вторых, – инструмент общественного контроля, в третьих, это более внимательная и въедливая работа с кадрами, потому что на деле происходит что-то невозможное: в течение года арестовывают за взятку – прямая коррупция – двух человек! – комментирует Костин результаты рейтинга. – Речь ведь идет об огромном городе, об административной столице субъекта, где живет более полумиллиона человек. И там не всегда безпроблемно решаются все вопросы, связанные с ЖКХ, к примеру, есть и другие нарекания. Но когда речь идет о коррупции, когда там за выделение земельных участков, за злоупотребление городским имуществом, когда люди подвергаются преследованиям – это ведь невозможно! Конечно, пусть работают правоохранительные органы, но вообще-то, должна еще работать и власть, чтобы проверки правоохранительных органов заканчивались не арестами и приговорами суда, а тем, что власть работает хорошо».