По словам глава ФоРГО Константина Костина, причина в отсутствии полного согласия среди элит региона. В частности, эксперты усматривают слабость губернатора в неспособности пролоббировать на пост председателя Совета Нарьян-Мара Ольгу Пахомову, которую ранее поддержала конференция «Единой России». Вместо нее Совет возглавила Ольга Старостина — также единоросс, однако выдвинувшаяся самостоятельно, без санкции однопартийцев.
Как подчеркнул Костин, способность консолидировать элиты вообще становится важным фактором, влияющим на место губернатора в рейтинге. Именно благодаря удачной работе с группами влияния «выросли» главы Свердловской, Орловской и Костромской областей. Евгений Куйвашев, Вадим Потомский и Сергей Ситников поднялись на 2 позиции каждый.
Согласен с этим и один из авторов рейтинга, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. По его словам, хотя до сих пор масштабного роста социальной напряженности в регионах замечено не было, локальные явления уже имели место, и увеличение их числа ожидается к весне.
«По мере сокращения объема пирога, делить его элитам становится сложнее. Поэтому губернаторы, которые могут договориться с элитами, оказываются в более выигрышном положении, — считает он. — Поэтому стресс-тест для губернаторов важен».
Еще одним угнетающим фактором остаются разнообразные коррупционные инциденты. Из-за таких скандалов, например, вновь просели в рейтинге главы Астраханской и Нижегородской областей Александр Жилкин и Валерий Шанцев.
«В Астрахани ситуация драматичная складывается. Прослеживается системный кризис в муниципальном управлении. На днях завершилось расследование в отношении замглавы города по хозяйственному имуществу… Если эффективных мер предпринято не будет мы увидим и дальнейшее негативное влияние на положение губернатора в рейтинге», — поясняет Костин.
Эксперт: Костин Константин Николаевич
В свою очередь, руководитель Центра политических исследований ФоРГО Андрей Кочетков рассказал, с чем связано падение на две позиции губернатора Воронежской области Алексея Гордеева.
«В регионе есть социальные проблемы, прежде всего, проблемы с заменой ветхого фонда и подготовкой к отопительному сезону. В области даже состоялись отставки глав муниципалитетов из-за недоработок с управляющими компаниями», — говорит эксперт.
Михаил Виноградов, традиционно одобрив рейтинг в целом, все же высказал ряд замечаний. В частности, по его мнению, позиции волгоградского губернатора Андрея Бочарова (14?16 места) завышены. А рост в рейтинге главы Хабаровского края Вячеслава Шпорта (плюс три позиции, 13 место) хоть и логичен по большинству оснований, но, по всей видимости, не учитывает скандал, разразившийся после его высказывания о необходимости перенимать практику по стерилизации семей. Впрочем, Костин и Виноградов по-разному оценивают резонанс этого необычного заявления.
Также, президент фонда «Петербургская политика» считает, что рейтинг ставропольского губернатора Владимира Владимирова не учитывает его сложные отношения с руководством Минеральных Вод. А к тульскому главе Владимиру Груздеву «хоть и есть вопросы, но он явно должен быть в первой половине списка», тогда как сейчас находится в третьей группе из четырех.
Любопытно, что после октябрьских региональных выборов составители рейтинга отказались от т. н. КОЛ-фактора (конкурентность, открытость, легитимность предвыборной работы губернаторов, которые оцениваются приглашенными экспертами). В пятом и четвертом выпусках рейтинга именно КОЛ-фактор провоцировал наиболее существенные падения.
Например, в пятом рейтинге губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко поплатился пятью позициями в рейтинге за необъяснимо высокую явку в ходе досрочного голосования на выборах главы города, а также нарушения, обнаруженные в протоколах на муниципальных выборах. Также из-за КОЛ-фактора лишился места в тройке лидеров рейтинга глава Татарстана Рустам Минниханов.
В четвертом выпуске изменения из-за КОЛ-фактора и вовсе носили для нескольких губернаторов катастрофический характер. Например, глава Липецкой области Олег Королев упал на 22 позиции, в том числе, из-за того, что на выборы не был допущен его главный конкурент коммунист Николай Разворотнев. На 19 позиций опустился тульский глава региона Владимир Груздев, которого в регионе обвинили «в давлении на оппозиционных кандидатов в Законодательное Собрание». По аналогичным причинам на 15 мест просел губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, чей противник, выдвиженец КПРФ Владимир Буланов испытывал «проблемы с ведением кампании». Чуть меньше, но все равно существенно — более 10 позиций — утратили главы Кировской области Никита Белых, Самарской области Николай Меркушкин, Алтайского края Александр Карлин, Астраханской области Александр Жилкин.
Впрочем, как пояснил Костин, «те губернаторы, кто попал под действие КОЛ-фактора, свое положение [после его исключения из методики] так и не улучшили». «И это подтверждает, что проблемы с конкурентностью, открытостью и легитимностью носят долгосрочный негативный характер», — говорит он.
Глава Фонда также анонсировал появление в методике рейтинга нового сугубо политического оценочного модуля. С начала 2015 года эксперты намерены исследовать эффективность управленческих блоков региональных администраций, отвечающих за внутреннюю политику.
«Он включает в себя работу с общественными организациями, работу в области межнациональных отношений. Много других направлений, которые напрямую с выборами не связаны. То есть новый модуль будет постояннодействующим, а КОЛ-фактор временным», — заявил Костин.