События и комментарии экспертов фонда

  |  05 ноября, 2014   |   Читать на сайте издания

Губернаторы — это согласие

Большинству руководителей регионов удалось сохранить свои позиции в очередном рейтинге эффективности губернаторов, который публикует сегодня Фонд развития гражданского общества (ФРГО, его возглавляет бывший руководитель управления внутренней политики администрации президента Константин Костин, поэтому принято считать, что этот рейтинг во многом отражает взгляд Кремля на ситуацию в регионах). Среди немногочисленных исключений оказались те губернаторы, которым не удалось обеспечить «необходимый уровень консолидации политической элиты на региональном и муниципальном уровне».

 
Например, из группы лидеров выбыл руководитель Ненецкого автономного округа Игорь Кошин, которому не удалось провести своего кандидата на пост председателя горсовета Нарьян-Мара: депутаты поддержали предыдущего председателя, выдвинувшегося на новый срок вопреки позиции губернатора. Также резко ухудшился результат нижегородского губернатора Валерия Шанцева — эксперты отмечают развитие конфликта интересов в его окружении и непринятие администрацией мер к его урегулированию. Одновременно эксперты указывают на «позитивную динамику» свердловского лидера Евгения Куйвашева, «закрепившего свой успех от формирования внутриэлитного консенсуса в регионе», и орловского губернатора Вадима Потомского, который «успешно реализовал коалиционный сценарий с привлечением ведущих политических сил к выстраиванию механизма управления регионом».
 
У федеральной власти никогда не было иллюзий по поводу того, что федеральные элиты живут в мире и согласии, более того, внутриэлитные конфликты всегда расценивались как разновидность политической борьбы, поэтому способность губернатора контролировать ситуацию воспринимается как доказательство его эффективности как руководителя, объясняет политолог Михаил Виноградов. Он подчеркивает, что на фоне не самой тяжелой социально-экономической ситуации и при низкой активности социальных протестов именно внутриэлитные конфликты начинают восприниматься властью как основной источник рисков.
 
Наряду с работой региональных лидеров по консолидации элит эксперты отмечают также снижение результатов воронежского губернатора Алексея Гордеева, испытывающего серьезные проблемы с выполнением программы по переселению граждан из аварийного жилья, а также руководителя Московской области Андрея Воробьева: жалобы на фальсификацию результатов муниципальных выборов в Подмосковье стали предметом для обсуждения на недавнем заседании Совета при президенте по правам человека.
 
Рейтинг составлен на основе нескольких модулей: оценка экспертов, данные статистики о материальном положении региона, медиаактивность и т. п., объясняет Костин: «Например, у Александра Жилкина (губернатор Астраханской области. — “Ведомости”) системный кризис с муниципальным управлением и много публикаций в прессе негативного характера, поэтому его положение в рейтинге — одно из худших». Слабая позиция Шанцева — результат конфликта интересов у двух его заместителей, один из которых должен был как раз обеспечивать «бесконфликтность» региональных элит, подчеркивает Костин, а у Кошина — классическая история противостояния мэр — губернатор, негативно отразившаяся на его рейтинге: «Такие истории сразу влияют на социальное самочувствие граждан и на медиаполе». В качестве противоположного примера руководитель ФРГО приводит Куйвашева, которому удалось объединить вокруг себя городские элиты и выстроить новую коалицию — в результате его рейтинг растет второй месяц подряд.
 
«Фактор, который будет всерьез влиять на положение губернаторов в будущем, — это способность выстроить внутри региональных элит трудоспособные и эффективные конструкции. Причем не только в связке губернатор — мэр, а прежде всего в цепочке губернатор — руководитель муниципалитета», — говорит Костин. По его словам, если граждане недовольны работой на муниципальном уровне, виноват будет всегда губернатор, поэтому в его интересах работать с муниципалитетами.
 
Собеседник «Ведомостей» в администрации президента говорит, что там внимательно относятся ко всем экспертным рейтингам и оценкам и исследования ФРГО не исключение. «В первую очередь мы обращаем внимание на динамику участников рейтинга, идет она вверх или вниз», — поясняет чиновник. И если брать объективные оценки экспертов, которые анализируют внутриполитические процессы, то «эту динамику можно учитывать в том числе и в нашей работе», заключает он.