События и комментарии экспертов фонда

  |  01 ноября, 2014   |   Читать на сайте издания

Рубль и Болотная. Эксперты оценили возможность роста протестов в России

 

Если рубль «отпустят» - протестов не будет. Так ведущие российские политологи смотрят на социальные последствия «валютной реформы», суть которой в том, чтобы ЦБ прекратил «ежесекундную» поддержку курса рубля. Отпускать или не отпускать рубль в «свободное плавание» - главная экономическая дискуссия последних дней. «МК» спросил у экспертов: выйдут ли россияне на улицы, если девальвация наберет обороты, или «крымский консенсус» сильнее экономических неурядиц? 

Константин КОСТИН, президент Фонда развития гражданского общества:«Курс рубля к доллару актуален для тех у кого есть валютные накопления и вклады в банках — это примерно 10% населения. И для тех, кто часто ездит за границу — это тоже 10%.

На подавляющее число населения курс никак не влияет, для них важнее продуктовая инфляция. Как показывает опыт 2008 года, инфляция не разгоняется вслед за девальвацией — это первое. И второе: общество в тревожные моменты сплачивается и консолидируется вокруг тех, кто, по его мнению, может отвечать на экономические вызовы. Преодолевать проблемы. Думаю, что как и в 2008 году, произойдет консолидация вокруг президента и его команды.

Что касается протестов, то они и так каждый день проходят, но — локальные, по конкретным поводам. Они — нормальная часть нашей общественной жизни, они никуда не денутся, но и разрастаться не будут. Курс рубля принципиально изменить характер протестной активности не должен. Вопрос в том, насколько эффективны будут меры против продуктовой инфляции».

 

 

Алексей МУХИН, гендиректор Центра политической информации:«Давайте смотреть на валютный рынок трезво. Так называемый «обвал рубля» носит искусственный, спекулятивный характер. Это — психическая атака Запада на российскую валюту. Центробанк может ее бесконечно отбивать, тратя золотовалютные резервы на интервенции в поддержку рубля? Может. Денег достаточно. Но зачем их выкидывать на ветер?

 

 

Курс рубля искусственно занижен, и это не всегда благотворно сказывается на таких валютах, как доллар и евро, так что коррекция курса неизбежна. Поэтому решение ЦБ не тратить резервы впустую мне представляется вполне взвешенным. Если Центробанк не будет «дергаться» вслед за общественным мнением — он их сохранит, а рубль выправится сам. Если будет «дергаться» - просто потеряет деньги на ровном месте.

 

По поводу протестов. Колебание курса их не вызовет потому, что население, в принципе, понимает, что происходит. И знает, что протесты-то как раз и усугубят ситуацию, на что надеются наши западные «друзья». То есть наши протесты нас же самих и ударят по карману».

 

Игорь БУНИН, гендиректор Центра политических технологий: «Я думаю, что больших протестов не будет как минимум два года. По нескольким причинам. Резервных денег государству точно хватит на два года. И оно сможет заливать этими деньгами «болевые точки».

Кроме того, русские люди традиционно очень легко снижают свои потребности и запросы. Стало немножко меньше денег — немножко меньше покупаем. И никаких трагедий из этого никто никогда не делал. На два года хватит и действия «крымского консенсуса». Присоединение полуострова — это первый сильный шаг, который сделала власть за 20 с лишним лет. И забудется это не сразу.

Будут локальные точки напряжения, они и сейчас есть. Например, в Москве — это протест медицинских работников. Но они протестуют не на почве зарплат, а против проходящей медицинской реформы.

Последние массовые уличные протесты — рассерженных горожан - были сытыми, не на экономической, а на идеологической почве. Но и они пока повторяться не будут. Этот слой граждан понял, что ходить по улицам бесполезно и стал искать другие варианты. Самые недовольные просто уезжают из страны. Количество эмигрантов выросло в несколько раз.

И еще одна причина того, что протестов пока не будет. Никто не верит в возможность изменить режим сейчас. Вот когда на горизонте появятся следующие президентские выборы и вместе с ними — вероятность что-то изменить, люди могут начать устраивать протесты, как это было в в 2011-ом и начале 2012 года».