События и комментарии экспертов фонда

  |  03 октября, 2014   |   Читать на сайте издания

ГРУСТНАЯ СИТУАЦИЯ

Президент Белоруссии Александр Лукашенко выразил готовность продолжить свою посредническую миссию для мирного урегулирования украинского конфликта. Его план выхода из кризиса не исключает участие белорусских войск в качестве миротворцев. Необходимо отметить, что в ДНР идею Александра Лукашенко поддерживают. МИД Украины категорически отверг предложение белорусского президента.
 
Подробнее — в материале «Принуждение к миру по-мински».
 
Политолог, преподаватель ВШЭ Станислав Апетьян в интервью «Актуальным комментариям» о том, какую роль играет украинский кризис для Вашингтона и о перспективе ужесточения антироссийских санкций.
 
«Существенную роль в вопросе поддержания или срыва перемирия играет позиция США, а она заключается в том, что Киев должен одержать военную победу в Донбассе. И ни о какой реальной независимости или даже широкой автономии Донбасса речь, с точки зрения американцев, идти не может. Евросоюз находится в подчинённом положении, ретранслирует позицию Вашингтона. Поэтому любые предложения — использование косовского опыта, введение миротворцев и прочее — это даже не рассматривается Евросоюзом и Соединёнными Штатами.
 
Для Вашингтона украинский кризис играет принципиальную роль. Америка добивается того, чтобы Киев, полностью подконтрольный администрации Обамы, реализовал военную победу в Донбассе. Неважно какими средствами, сколько при этом пострадает мирных жителей, солдат вооружённых сил Украины, кого бы то ни было ещё, задача — добиться именно военной победы.
 
Сейчас всё идёт к тому, что перемирие завершится в ближайшее время. Это было достаточно легко спрогнозировать. Киев не выполнил свои обязательства, связанные с отводом военных подразделений из аэропорта Донецка, в результате чего там шли ожесточённые бои, в то время как ополченцы сняли окружение Мариуполя, то есть, свою часть договорённостей они выполнили. Уже на следующей неделе начнутся ожесточённые боевые действия по всей линии фронта.
 
Обе стороны понесли уже настолько существенные потери, что проводить какие-то крупные полномасштабные военные операции им уже тяжело. Последние дееспособные подразделения вооружённых сил Украины были уничтожены вчера в донецком аэропорту. Там же были уничтожены остатки военной техники. У ополченцев ситуация тоже тяжёлая. Людские резервы во многом исчерпаны. К тому же, нужно не забывать, что в ближайшее время похолодает сильно, в Донбассе тоже. Вести боевые действия будет затруднительно. Будет вялотекущая война, без каких-то крупных прорывов, крупных побед и крупных операций, но, тем не менее, война тотальная, перестрелки, обстрелы. Хотя артиллерийской техники у той и другой стороны осталось очень немного. Будет кровь, большое количество смертей и разрушений. Это такой грустный сценарий.
 
Единственный реальный выход — это введение миротворческих сил. Но на текущий момент Киев на это не пойдёт— Соединённые Штаты на это не пойдут. И не пойдут они на это ровно до того момента, пока силы ополчения не выйдут на границу Донецкой и Луганской областей.
 
Евросоюз заявил, что если ополченцы возьмут донецкий аэропорт, против России может быть введён новый пакет санкций. Вчера ополченцы, по всей видимости, этот аэропорт взяли. Так что стоит ожидать очередной волны ужесточения санкций.
 
Не совсем понятно куда ужесточать, потому что ни Евросоюз, ни Россия никаким образом не будут трогать газовую сферу, а почти по всем остальным отраслям те или иные санкции были уже введены. Можно ожидать увеличение количества различных персональных санкций, расширение санкционного списка компаний, которые под них попадают. Вряд ли это будут принципиально новые шаги ограничения».